«Какие мне снятся сны иногда! Не сны, а видения, призраки! Они уплотняются, обретают форму. Это великое наслаждение – видеть звуки в образах. Я будто вижу всё со стороны. Я знаю совершенно точно, что музыка заколдовывает время. Может и вовсе его остановить. Я много знаю. Знаю наперёд. Мне рассказывают. Я чувствую особую связь», – писал русский композитор-философ Александр Скрябин.

Александр Николаевич Скрябин с юных лет остро чувствовал свою избранность, своё особое предназначение. Всякий раз, начиная новое произведение, испытывал особое волнение, наподобие экстаза. «Саша сейчас так разволновался, – сообщала в письме супруга композитора Вера Ивановна его тётушке. – Это и мне передалось, и детям – начинает новую симфонию». «Это у него с детства, – отвечала ей тётушка, – бывало, прибежит в слезах, дрожит. Это состояние у него всегда, как начинает что-то новое. Надо его обнять, погладить, тогда успокоится».

Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве в доходном доме Кирьяковых-Волконских на углу Хитровской площади. Его отец, Николай Александрович, в будущем действительный статский советник и видный дипломат, в то время был ещё студентом Московского университета.

Мать, Любовь Петровна, урождённая Щетинина, окончила с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Теодора Лещетицкого. Все педагоги отмечали её несомненный исполнительский талант пианистки. В последний год своей жизни она совершила успешное турне, в котором выступала вместе с певицей А.А. Хвостовой. За пять дней до рождения сына, 20 декабря 1871 года, Любовь дала концерт в Саратове и сразу после него поехала в Москву, чтобы провести рождественские праздники дома. «Она чувствовала себя так плохо, что пришлось её на руках пронести наверх от экипажа, – вспоминала сестра Николая Александровича Скрябина. – А через два часа после её приезда на свет появился Шуринька».

Любовь Петровна скончалась от чахотки спустя год после рождения сына, в возрасте 23 лет. В это время она находилась на лечении в Тироле. Через шесть лет его отец, окончив обучение в университете, был определён на службу в Министерство иностранных дел и назначен в посольство в Константинополь. Маленький Саша остался на попечении бабушки, дедушки и тётки.

Многие исследователи считают, что ранняя смерть матери и «отдалённое» положение отца сказались на характере будущего композитора. Саша вырос ранимым, тонко чувствующим одиночество, убеждённым в том, что он не нужен, его недостаточно любят, а он достоин большей любви и внимания.

Продолжение читайте в №4/2022 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Виктория Дьякова