фу-фляйтерыТаинственные фу-файтеры – это одна из неразгаданных до сих пор загадок Второй мировой войны

 Под крылом самолёта…

Множество очевидцев, фотографий и свидетельств убеждают исследователей в реальности существования фу-файтеров, но совершенно не проливают свет на природу их происхождения. Фу-файтеры – сами по себе свет, не поддающийся объяснению. Если описать их кратко, то это светящиеся шары, появлявшиеся в небе возле военных самолётов. Именно поэтому лётчики стали первыми, кто с фу-файтерами познакомился очень близко. Кстати, и название данному светящемуся феномену тоже придумали пилоты, а именно – американских ВВС. «Foo Fighters», – так говорил Смоки Стовер, – персонаж комикса, очень популярного в то время среди американских военных. Приблизительный перевод на русский означает «истребитель».

Но есть и другое обозначение того же самого, потому что фу-файтеры видели не только американцы, но и немцы, русские, японцы, англичане. Последние прозвали таинственные шары – Kraut’s fireballs, где первое слово было образовано от немецкого «кraut» – квашеная капуста, но на английском слэнге это означало «немец», а потому «краутз файрболз» переводилось как «немецкие огненные шары».

Немцы, в свою очередь, называли светящиеся объекты «feuer» и считали их новым суперсекретным оружием противника.

 Необъяснимо, но факт

В общем, каждая из воюющих сторон шары видела и боялась их, не понимая, что это такое. Хотя фу-файтеры-«истребители» никого не «истребляли». Они просто сопровождали самолёты. Иногда это мог быть один объект, а иногда в небе появлялась целая светящаяся «семейка» или «отряд» числом в пять, шесть или даже десять и более штук.

Фу-файтеры могли кружить вокруг самолётов или лететь параллельно им, при этом, как правило, на безопасном расстоянии в 20–30 метров. Светящиеся шары часто повторяли все движения летящего самолёта, как бы копируя или подстраиваясь. Другой их особенностью, вызывавшей у пилотов трепет и ужас, была способность стремительно исчезать, буквально в считанные секунды достигая огромной скорости, на которую ни один даже самый быстрый самолёт не был способен.

Летчики описывали фу-файтеры как шары разных размеров – диаметром от нескольких сантиметров до 2–3 метров. Шары имели различные цвета, были и красными, и зеленоватыми, и жёлтыми, и жёлто-оранжевыми, просто белыми, а иногда – ослепительно-серебристыми. Чаще всего фу-файтеры походили на мерцающие бесформенные огни, но иногда вдруг принимали вид вполне материальных предметов.

Оторваться от подобного «сопровождения» было невозможно, догнать – тоже. Лётчики, видевшие близко таинственные объекты, утверждали, что фу-файтеры «вели себя так, как будто кем-то управляются», но при этом не проявляли агрессии или враждебности.

 Фантастика рядом

Следует сказать, что в официальных хрониках сведения о фу-файтерах появились лишь в 1944 году. Информация о них почти сразу из военных хроник перекочевала в прессу. Так, 15 января 1945 года в журнале Time появился материал, в котором сообщалось, что военные истребители США более месяца преследуют «огненные шары», которые пилоты называют «foo fighters».

Однако данный феномен наблюдался и раньше. Гораздо раньше. Если брать во внимание различные свидетельства очевидцев, то можно утверждать, что загадочные светящиеся шары видели уже в 1941 году в Индийском океане. В сентябре 1941 года на польском торговом судне S.S. Pułaski, перевозившем британские войска, два матроса стали свидетелями появления необычного светящегося шара зеленоватого цвета размером «примерно в половину полной луны». Они доложили о странном объекте британскому офицеру, который тоже наблюдал за движениями этого объекта более часа.

В 1942 году фу-файтеры явно активизировались. В феврале в 120 милях к западу от Лос-Анджелеса американская разведка с ужасом обнаружила в небе более двух десятков непонятных светящихся объектов, похожих на мерцающие «серебристые сгустки света». Объекты наблюдались как радарами, так и визуально. Вблизи береговой линии таинственные шары внезапно разделились на группы и снизились на высоту с 4-х до 3-х км. Можно сказать, что у американских военных в этот момент началась страшная паника, так как они приняли шары за японские самолёты, прилетевшие их бомбить.

В воздух были подняты истребители, и далее последовало то, что вполне можно было назвать «войной миров». В засекреченном до 1974 года меморандуме эта битва описывалась так: «…не принадлежащие американской армии или ВМФ, не идентифицированные самолёты... были обстреляны подразделениями 37-й бригады СА (АА) между 3 часами 12 минутами и 4 часами 15 минутами. Подразделения израсходовали 1430 снарядов».

Также подчёркивались явная странность и фантасмагоричность сражения: ни один из загадочных «самолётов» сбить не удалось, но при этом ни одна «ответная» бомба теми «самолётами» не была сброшена и «среди наших войск потерь нет». В общем, получалось, что одна сторона постреляла много и безрезультатно, а вторая – просто полетала под массированным обстрелом и исчезла, когда сочла это нужным.

 Огни и немцы

И хотя по необъяснимым причинам во время войны американские ВВС чаще других сталкивались с фу-файтерами, загадочные светящиеся шары портили нервы и пилотам других стран, в том числе и немцам. Для изучения этих загадочных летающих объектов в чёткой структуре Люфтваффе даже появилась особая секретная группа, которая назвалась «Зондербюро-13», а все исследования велись под кодовым названием «Операция «Ураниус».

В немецких архивах сохранилось довольно много свидетельств того, что фу-файтеры летали над территорией Германии. Так, в 1942 году странные светящиеся шары внезапно появились в небе над городом Пенемюнде, где в то время происходили засекреченные испытания ракет Фау-1 и Фау-2. Здесь эти шары появлялись не раз и не два, а многократно.

В том же 1942 году немецкий истребитель «Ме-109» был поднят по тревоге на перехват подозрительного светящегося объекта, целенаправленно летевшего по направлению к аэродрому Банак в Норвегии. Согласно свидетельствам лётчика того истребителя, таинственный объект имеет сигарообразную форму длиной 100 м, диаметром 15 м и оснащён антеннами. Сбить или преследовать «сигару» не удалось: она на немыслимо большой скорости вдруг резко взмыла вертикально вверх и за пару мгновений скрылась из виду.

 Незабываемая встреча

Один из самых ярких случаев «знакомства» с фу-файтерами произошёл с британским летчиком Б.К. Ламсденом. Во время войны он летал на истребителе в составе Британских ВВС.

В декабре 1942 года он выполнял задание над побережьем Франции. На высоте в 7000 тысяч футов лётчик внезапно увидел два ярких оранжевых огня, один чуть выше другого. Первой мыслью Ламсдена было, что это огни зениток, ведущих огонь по его самолёту. Однако для зенитных огней эти объекты были чересчур медлительными. Тогда он развернулся, оставив светящиеся объекты позади и слева от себя, однако они странным образом стали вдруг больше и ярче. Поднимающиеся огни остановились на одном уровне с его истребителем. Ламсден был напуган и пытался снова уйти от объектов, но не тут-то было.

Пилота охватила лёгкая паника, и он, чтобы избавиться от назойливого преследования, вошёл в пике, однако огни, к его ужасу, точь-в-точь повторили маневр, а потом ещё «подождали», когда самолёт Ламсдена выравняется, и опять возобновили преследование! По его словам, эти странные огни держали одну и ту же дистанцию друг от друга. При этом один объект непременно находился чуть ниже другого. Оторваться от огней Ламсдену удалось лишь тогда, когда он перешёл на скорость 260 миль в час. Хотя, возможно, огни просто «отпустили» его.

Столь фантастическому рассказу сослуживцы Ламсдена поначалу не поверили. «Другие лётчики не хотели верить моей истории, – вспоминал Ламсден, – но на следующую же ночь один из командиров звеньев нашей эскадрильи в том же районе имел похожий инциндент с зелёным огнём».

 Есть ли разгадка?

Так что же это такое – загадочные фу-файтеры? Материальные они или не материальные? Управляемые или нет? Разумные или…? Вопросов множество. Как и самых разнообразных свидетельств, которые ещё больше запутывают.

Например, в 1943 году при налёте группы американских бомбардировщиков на немецкий Швейнфурт в небе неожиданно появилась группа небольших светящихся шаров, чей диаметр не превышал десяти сантиметров, летевших за самолётами, но не мешавших им бомбить. Один из самолётов своим крылом прошёл сквозь эту «стайку» без каких-либо последствий ни для него самого, ни для двигателя.

Это означает, что огни как бы бесплотны. Но случай с Ламсденом показывает, что даже если фу-файтеры и бесплотны, то вполне разумны или хотя бы управляемы некой силой. Бесплотны, но разумны? Как такое возможно?

После войны группа американских исследователей пыталась разгадать тайну фу-файтеров, как оказалось, безуспешно. Среди «рациональных» гипотез, предложенных этими исследователями, были такие: электростатические явления, сходные с огнями святого Эльма, электромагнитные явления или отражения от кристаллов льда. Однако при этом утверждалось, что «если бы термин «летающие тарелки» пользовался популярностью в 1943–1945 годах, «foo fighters» попали бы в эту категорию».

Следует сказать, что свидетельств о фу-файтерах с нашей стороны практически нет, хотя имеются данные о загадочные шарах, наблюдаемых во время Курской битвы. Что же, наши военные их не замечали? Или не считали чем-то особенным? Или всё-таки кое-что зафиксировано в секретных советских архивах военных лет, но пока не раскрыто?

К слову, фу-файтеры наблюдались в Японии после бомбардировок Хиросимы. Сразу после взрыва первой атомной бомбы были сделаны множественные снимки испепелённой Хиросимы, на которых виден загадочный объект, зависший над разрушенным городом. И объект этот находился там в течение недели.

Появлялись фу-файтеры и позже: во время корейской и вьетнамской войны. Словом, они всегда были там, где гремела война и происходили разрушения. Были ли они простыми наблюдателями либо участниками происходящего – сказать сложно, но вывод сделать можно: военные действия их очень интересовали и, возможно, интересуют поныне, просто данные о фу-файтерах вновь скрыты за семью печатями. 

Марина Ситникова

Фотография — shutterstock.com ©

Теги: , ,