ЭПРОН db2cbbac4462
Водолазная экспедиция ЭПРОНа. Конец 1930-х гг.

Хотели найти золото, а вошли в историю.

Золото «Чёрного принца»

ЭПРОН – Экспедиция подводных работ особого назначения – была создана в 1923 при ОГПУ для выполнения особого задания – поиска несметных сокровищ, якобы лежащих у берегов Балаклавы в Крыму. Дело в том, что в ходе Крымской войны в 1854 году под Балаклавой во время неожиданно разыгравшегося шторма пошли ко дну около тридцати кораблей англичан. В том числе гордость флота её величества – новейший пароход «Принц», на котором, как предполагалось, в район боевых действий везли жалованье для всего состава британской армии, осаждавшей Севастополь. Кстати, шторм этот был весьма необычен. Не только тем, что налетел настолько стремительно, что вражеские суда не успели ничего предпринять, но и тем, что во время страшной бури русские войска совершенно не пострадали.

Наверняка японцам, предложившим молодой Советской республике совместными усилиями отыскать на дне пароход с сокровищами, рассказы об этом шторме напомнили их собственную историю. В древние времена такой же шторм спас Японию, погубив огромный китайский флот, приближавшийся к её берегам. Японцы назвали этот ураган «камикадзе», что в переводе означает «божественный ветер».

Почему именно посланцы Страны восходящего солнца решили принять участие в поисках «Чёрного принца» (как окрестила молва злополучный корабль)? Дело в том, что после русско-японской войны 1905 года они очень серьёзно и с большим успехом занялись поднятием судов, которые были потоплены во время сражений на Дальнем Востоке. К примеру, подняли легендарный «Варяг». Японцы решили, что и на Чёрном море им будет сопутствовать удача. Они привезли новейшее по тем временам оборудование. Специально для этой операции при ОГПУ была создана «Опытная глубоководная партия для проверки и испытания средств для поиска золота». Подводная «одиссея» началась!

…Каково же было разочарование всех участников экспедиции, когда спустя четыре года кропотливых поисков среди обнаруженных останков «Принца» не нашлось баснословных груд золота! Только в 2008 году правительство Великобритании рассекретило «военную тайну» двухсотлетней давности. Оказывается, золото было выгружено ещё в Константинополе. А под Балаклавой удалось поднять всего несколько монет. Половину из них по условиям договора отдали японской стороне, а они – тоже честно соблюдая договорённость – оставили русским всю свою технику…

ЭПРОН b4662cc0a8c5
Трофеи ЭПРОНа сезона 1923 г. на берегу Балаклавской бухты

 Даёшь металл!

Вот тут-то и началась настоящая история ЭПРОНа. Ведь и в Первую мировую, и в Гражданскую войну в Чёрном море затонуло немало кораблей. Страна остро нуждалась в металле, без которого не поднять было разрушенную экономику, а груды металла бессмысленно ржавели на дне, да ещё представляли опасность для судоходства. Словом, появление ЭПРОНа оказалось  закономерным.

Кстати, ещё до эпопеи с «Чёрным принцем» в Севастопольском военном порту была сформирована спасательная партия, в которую входило около ста человек – водолазов, боцманов, механиков – и два спасательных судна. С 1894 по 1918 год они подняли 18 затонувших кораблей, судов и подводных лодок. Кроме того, спасательная партия действительно спасла, то есть сняла с мелей и камней, 48 кораблей и судов, а водолазы занимались также ремонтом подводных частей кораблей.

Специалисты, вошедшие затем в состав ЭПРОНа, участвовали в уникальной операции по подъёму со дна Севастопольской бухты огромного военного корабля «Императрица Мария», который отбуксировали в Северный док и там разрезали на металл.

Надо сказать, что ЭПРОН проводил свои операции не только у берегов Севастополя, но и в водах Болгарии, Румынии, на рейдах Новороссийска и Одессы. От эпроновцев требовались такие качества, как физическая выносливость, техническая смекалка (ведь под водой приходилось нередко в одиночку принимать решение), немалое мужество, а порой и настоящий героизм. Ведь ЭПРОН занимался не только подъёмом судов, но и спасением кораблей, терпящих бедствие.

В 1929 ЭПРОН организовал в Ленинграде экспедицию по судоподъёмным работам на Балтийском море и реке Неве, в следующий год – на Севере. К 1932 году он становится единственной в СССР организацией, осуществляющей судоподъёмные, аварийно-спасательные, водолазные, подводно-технические работы, проводимые на всех морях, реках и озёрах. Также в обязанности эпроновцев входила подготовка водолазных кадров в учебном центре — Военно-морском техникуме в Балаклаве.

 На дне как дома

Возглавил техникум легендарный Феоктист Шпакович, который воспитал тысячи специалистов для работы под водой и ещё в тридцатые годы прошлого столетия стал почётным гражданином Балаклавы. Сам он провёл более десяти тысяч часов под водой! Это был настоящий самородок. Работая в Севастопольском военном порту, он каждую свободную минуту наблюдал за водолазами, которые в начале ХХ века были большой диковинкой. Смышлёного дюжего парня заметили: сначала Феоктист был на подхвате, но вскоре самостоятельно изучил все виды снаряжения. И когда у берегов Севастополя произошло из ряда вон выходящее событие – села на камни императорская яхта «Штандарт», – именно Шпаковичу и его отчаянной команде удалось снять её.

А когда на траверзе Севастопольской бухты в результате нелепой случайности погибла подводная лодка «Камбала», которую протаранил свойже корабль, не заметив её в темноте, Шпакович лично произвёл тщательное обследование на дне, а затем возглавлял успешный подъём…

В 1918 году в Крым вошли немецкие оккупационные войска. Дорогостоящее водолазное оборудование Феоктист Шпакович спрятал… на дне моря, а когда немцы оставили Севастополь, вернул всё снаряжение, и оно ещё не один год служило эпроновцам.

Многие операции, проведённые Экспедицией подводных работ особого назначения, обросли легендами. И они этого заслуживают! К примеру, в 1938 году был поднят товаро-пассажирский пароход «Император Пётр Великий». Его поднимали в открытом море с помощью понтонов, а это даже в наши дни считается рискованной операцией. Эти события послужили основой для создания художественного фильма «Гибель «Орла», причём среди актёров были настоящие эпроновцы – команда спасательного судна «Юпитер», которое тоже играло свою роль в этой остросюжетной картине.

А знаете ли вы, что такое «чаепитие по-эпроновски»? Эта история произошла в Эгейском море. Пароход «Ильич» выбросило на скалы, и его груз – две тысячи тонн чая – пришлось вывалить за борт, так как чай забивал водоотливные насосы. После этого эпроновцы успешно привели пароход в Севастополь...

За время своей деятельности ЭПРОН поднял 450 и спас от гибели 188 судов.

Ритта Козунова

Продолжение читайте в мартовском номере (№3, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,