Нет, это не предновогодняя шутка. В начале XX столетия по льду Невы каждую зиму действительно ходил трамвай! Напомним нашим читателям эту удивительную и забытую ныне историю.

Сейчас, когда зимы стали преимущественно малоснежными и тёплыми, в такое сложно поверить, но сто с небольшим лет назад всё было иначе. Знаменитых разводных мостов, ставших символами Санкт-Петербурга, тогда ещё не было. Чтобы переправиться с одного берега широченной Невы на другой, жители российской столицы в летнее время пользовались лодками и катерами, а в зимнее долго брели пешком по утоптанным снежным дорожкам замёрзшей реки.

И вот в январе 1895 года от Сенатской площади с её знаменитым Медным всадником на Васильевский остров начал работать рельсовый перекат. Организатором идеи ледового трамвая на Неве выступило Финляндское общество русского пароходства под руководством российского инженера и предпринимателя Рафаила Карловича фон Гартмана (1839–1902). На подготовку к запуску трамвайного движения по льду замёрзшей Невы была потрачена весьма значительная по тем временам сумма – 28 тысяч руб­лей. В студёную и снежную зиму петербуржцы быстро оценили преимущества нового средства передвижения и стали активно пользоваться ледовым трамваем. Маленький вагончик под тяжестью заполнивших его пассажиров скатывался с высокой набережной, молниеносно пересекал Неву и замирал у противоположного берега реки, на который его втаскивали уже пустым для отправления в обратный рейс.

На следующий год число линий возросло до четырёх: помимо уже упоминавшейся трассы от Сенатской площади к Академии художеств на Васильевском острове рельсы прямо на льду Невы с одного берега реки на другой были проложены по трём следующим маршрутам: от Дворцовой набережной к Мытнинской, от Суворовской площади к Выборгской стороне и от Суворовской площади к Петроградской стороне.

Ледовый трамвай, пользовавшийся большой популярностью не только у пассажиров, но и просто у уличных зевак, действовал всего три месяца в году: примерно с 19 января по 20 марта. На льду Невы укладывались шпалы и рельсы. Колея была однопутной, с разъездами. Вагоны получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лёд. Электричество для движения давала стоявшая у берега Невы баржа. Использовавшиеся трамваи были переделаны из вагонов конки. Скорость их движения достигала 20 км/ч, а вместимость составляла 20 человек.

Как отмечала одна из петербургских газет конца XIX века: «Быстрота и удобство сообщения, а также дешевизна и новизна подобного рода передвижения привлекают массу пассажиров, и новое предприятие, несомненно, не только удобно для публики, но и небезвыгодно для предпринимателей». За сезон перевозили до 900 тысяч пассажиров, и за все годы эксплуатации ни один трамвай не провалился под лёд! Но всё имеет своё начало и свой конец, и зимой 1909–1910 годов ледовые линии были уложены на Неву в последний раз.

Подробнее читайте в №12/2021 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Марк Лианозов