Тот, кто внимательно наблюдает свой внутренний мир, чувствует его первоначальность по сравнению с миром реальным, физическим. Наша соотечественница Е.П. Блаватская писала, что любое явление, вещь – это преходящая реальность. Оно, она возникают и через какое-то время исчезают, их протяжённость во времени и пространстве всегда конечна. Между тем образ явления или вещи может быть запечатлён в памяти (в сознании), может продолжать жить, несмотря на то, что этой вещи, этого явления, этого человека в прежнем их состоянии уже нет. Простейшие примеры: новая, только что купленная обновка, грибной дождь, оставшийся в памяти, потому что вы тогда были с любимой (любимым); умерший близкий человек, который может вспоминаться живым, и т. д.

Таким образом, бок о бок существуют как бы два мира, граница между которыми исключительно подвижна и напрямую зависит от воспринимающего. Для одного человека тайное, непонятное (непонятое) затмевает мир реальности, он склонен относить всё, что не входит в рамки этого мира, к иллюзии, выдумке и вообще склонен игнорировать факты. В то время как для другого, тонкого и мечтательного человека, из тех, что называют «не от мира сего», тот мыслимый, таинственный мир вполне реален, и как сказал один человек: «Я даже не знаю, который из них настоящий, во всяком случае, мне хорошо в том мире мечты и снов и плохо в этом – мире человеческих страстей и желаний».

Так или иначе, всё больше становится людей, которые ощущают наличие двух миров – мира духовного и мира таинственного. Внутренний мир, по Шопенгауэру, это мир воли, в отличие от мира представлений. Человеку, одарённому более тонкими органами восприятия, чем наши, этот мир представляет больше возможностей оказывать влияние на мир материальный.

Протоиерей Ф.А. Голубинский, профессор философии Московской духовной академии, 1868

Теги: , , ,