Шесть десятков лет назад падре Карло Креспи, итальянский священник-миссионер из города Куэнка, что в Эквадоре, подарил знаменитому собирателю древностей, колумбийскому учёному, профессору Хайме Гутьерресу один удивительный артефакт из своей невероятно обширной, разномастной и очень необычной коллекции. То был двухкилограммовый каменный диск диаметром 27 сантиметров, с круглым отверстием посередине и с нанесёнными на него с обеих сторон рисунками.

В своё время доброму и любознательному священнику его принесли в дар местные прихожане-индейцы, случайно нашедшие диск во время расчистки джунглей под пашню. Со временем подобных занятных вещиц индейцы нанесли падре столько, что тот выделил под них целых три комнаты в основанном им колледже «Корнелио Мерчан», в котором Креспи по собственному почину обучал детей бедняков грамоте.
На диске с двух сторон в искусно выполненных изображениях показан путь от зачатия и внутриматочного развития эмбриона до взрослого человека. Но как об этом могло быть известно древним создателям диска? Сам падре Креспи считал, что его возраст старше Потопа, а большинство геологов из Национального университета в Боготе уверены, что он в любом случае создан до нашей эры! Как бы там ни было, но яйцеклетка и сперматозоиды, которые очень подробно отображены на этом невероятном артефакте, были открыты учёными лишь в XVIII столетии, а первый микроскоп, с помощью которого их можно увидеть, был изобретён Левенгуком в Голландии только в 1590 году.

Удивителен и материал, из которого создан диск. Лидит – камень, который в древности добывали в Малой Азии, в Лидии (отсюда и название). Несмотря на твёрдость, сравнимую с гранитом, лидит имеет слоистую структуру, из-за чего камень невозможно обработать – он просто-напросто крошится. Но как древний мастер смог создать на лидитовом диске столь филигранную картину эмбриологического развития человека? Ведь даже современные технологии не позволяют производить художественную резку лидита, месторождений которого нет во всей Южной Америке, ибо лидит – очень редкий минерал. Это вопросы, ответов на которые ни у кого нет до сих пор.

Незадолго до своей смерти проживший 91 год Карло Креспи (1890–1981) передал большую часть своей уникальной коллекции музею Центрального банка Эквадора. Ныне именно благодаря итальянскому падре эта латиноамериканская страна обладает уникальными артефактами, являющимися достоянием всей мировой культуры.