550 лет назад родился Максим Грек – современник царя Ивана Грозного и знаток тайн, которые стоили монаху четверти века заточения в монастырских темницах.

Академик Дмитрий Лихачёв, многие годы посвятивший изучению эпохи Максима Грека и его трудов, назвал этого неординарного человека «первым русским интеллигентом». Во времена Средневековья такого понятия ещё не было, но с современных позиций и учитывая наши знания о вкладе этого иноземца в развитие отечественной культуры в целом и словесности в частности, Максим Грек подобного титула вполне достоин. Тем более что его деятельность носила ещё и духовно-нравственный характер, за что он в первую очередь и пострадал. Европейское образование пошло ему не впрок – менталитет русских царей и деятелей церкви носил в ту пору явно азиатский характер.
Родившийся в 1470 году в греческом селении Арта, Максим Грек происходил из аристократической семьи. Он получил отличное по тем временам образование, много путешествовал по Апеннинскому полуострову с целью изучения языков и философии древних греков. Жил и занимался в Падуе, Милане, Венеции, особенно много во Флоренции. Испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха и настоятеля монастыря Сан-Марко во Флоренции Джироламо Савонаролы. После его казни в 1505 году уехал на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре. В 1515 году великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в 1518 году в Москву и был встречен на нашей земле с большой честью.

Главной задачей Максима Грека был перевод на русский язык книг, привезённых в своё время на Русь Софьей Палеолог. Достоверно известно, что первой большой его работой в России был перевод Толковой Псалтири вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. После того как Василий III отклонил просьбу переводчика вернуться домой, Максим продолжал трудиться и в итоге создал княжескую библиотеку, а также исправил некоторые книги для богослужения.

Наблюдая грустные реалии русской жизни, которая противоречила его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, негативно отзывался о церковной собственности. В ходе горячих споров встал на сторону Нила Сорского и его старцев-нестяжателей. В довершении всего он осудил великого князя, решившего развестись со своей женой.

В 1525 году Поместный собор обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточён в Иосифо-Волоцкий монастырь. В 1531 году ему предъявили новые обвинения, в том числе и в «порче» богослужебных книг и в непризнании русской церковной автокефалии. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь. 

В 1551 году, после неоднократных обращений восточных патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи. Всего же перу преподобного принадлежит до 365 текстов. В его трудах отразились многие черты русской жизни – государственной, церковно-политической, культурной. Многие его сочинения сохраняют актуальность и сегодня. Он обогатил русскую мысль разработкой христианского учения о свободе, о самовластном достоинстве человеческой личности, её свободном выборе, сопряжённом с полнотой ответственности.

Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Был погребён в Троицком монастыре, у стен Свято-Духовского храма. В 1988 году он был прославлен в лике преподобных на Поместном соборе.
В 1996 году на месте его предполагаемого захоронения были проведены археологические изыскания. И 3 июля 1996 года мощи преподобного были обретены. Сейчас они находятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.

Предание гласит, что с собой в могилу Максим Грек унёс тайну местонахождения легендарной Либерии Иоанна Грозного, к созданию которой имел самое прямое отношение. В юбилейный для покровителя всех переводчиков и духовного просветителя год в ряде российских музеев и биб­лиотек пройдут посвящённые ему тематические выставки. Первая из них прошла в стенах Государственной публичной исторической биб­лиотеки в Москве.

Изображение из рукописи, помещенное в первом печатном издании сочинений прп. Максима Грека 1859 года.