Мехмет Хулуси. Ковчег веры и спасения. Рисунок начала XX в.

Мистическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и утончённую духовность, — не миф, а интригующая реальность.

В наши дни более миллиона человек от Казани до Коморских островов, от Китая и до Северной Африки считают себя последователями классической мусульманской философии — суфизма. И этой теме посвящена экспозиция «Суфизм без границ. Накшбандийский шейх Ахмед Гюмюшханеви и его рукописи», которая открылась в Государственном музее Востока.

Хаджиб-заде. Сочинение по шариату. Рукопись. 1737

Приуроченная к 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Турцией, выставка повествует о распространении суфийских идей среди мусульман Османской империи и России в XIX – начале XX века, а также о подвиге русских учёных, спасавших культурное наследие турецких мусульман во время Первой мировой войны.

Зрителям представлено около тридцати рукописей, принадлежавших османскому шейху Ахмеду Зияутдину Гюмюшханеви (1833–1893). Он был одним из самых известных и выдающихся суфийских шейхов, живших в Османской империи второй половины XIX века. Оказал шейх огромное влияние и на мусульман России: в конце XIX и начале XX столетий его учение затронуло всю европейскую часть Российской империи, включая Сибирь, Волго-Уральский регион и Дагестан, и следы его мы можем наблюдать и теперь.

Накшбандийский шейх
Ахмед Гюмюшханеви

В течение своей жизни он собрал четыре библиотеки по нескольку тысяч томов каждая, однако считалось, что все они погибли в огне Первой мировой войны. Лишь недавно несколько десятков рукописей с личной печатью шейха, часть из которых, возможно, автографы, были найдены в московских государственных собраниях (Институт востоковедения РАН, Российская государственная библиотека) и ряде частных библиотек. Эти бесценные рукописи были спасены русскими учёными в 1916 году на Кавказском фронте во время бегства турецкого населения.

Мухаммед Сулейман ал-Мукри. Сочинение по правилам чтения Корана. Рукопись начала XIX в.

Чудом пережившие ужасы военного времени книги несут нам не только бесценное знание о духовном мире и образе мыслей шейха Ахмеда Зияутдина Гюмюшханеви, его предшественников и последователей, но и память о подвиге российских историков и востоковедов, спасавших османское культурное наследие в покинутой мусульманами стране.

Некоторые рукописи для непосвящённых являются настоящей загадкой. На самом деле, к примеру, странный на первый взгляд рисунок, обрамлённый арабской вязью, является схемой гортани и ротовой полости человека с указанием места образования звуков арабской речи. На другом рисунке изображены корпус и снасти корабля, образованные из имён «обитателей пещеры» — героев коранической притчи, восходящей к преданию о семи эфесских отроках. Несчастные укрывались от язычников в пещере, где по воле Божьей проспали со своей собакой более 300 лет, а затем чудесным образом воскресли в назидание верующим (Коран, 18:9 – 22). Что было с ними дальше – отдельная история.

 

Теги: , , ,