К лику русских святых преподобный Серафим Саровский причислен «деянием Святейшего Синода» 29 января 1903 года. Но до этого славного дня в народных молитвах преподобный Серафим был уже канонизирован и причислен к лику святых. Святостью питала русскую церковь чудотворная сила его мощей. Она благодатно проливалась на приходящих к могиле о. Серафима в Сарове. Саровская обитель стала излюбленной русской православной святыней. Идут и едут сюда богомольцы сотнями, тысячами, взыскуя утоления своей боли, выплакивая слёзы, скорбь и муку, прозревая здесь свой грех и свой путь спасения. Одним чувственно-душевным опытом, безотносительно к духовности, ничего не понять в жизни Серафима.

В святую Саровскую обитель преподобный, родившийся 19 июля 1759 года, вступил 20 ноября 1778 года. В сан иеромонаха был рукоположен в сентябре 1793 года. Удалился в пустынь 20 мая 1794 года. Чудесно исцелён был от ран явлением пресвятой Пречистой Девы Богородицы в сентябре 1803 года. Оставил затвор 25 ноября 1825 года. Чудесного посещения Богоматери сподобился 25 марта 1831 года. Отошёл к Господу 2 января 1833 года.

Сущность подвига о. Серафима состояла не в наружном удалении от общительности, но в безмолвии ума, в отречении от всяких житейских промыслов для чистейшего посвящения себя Господу. От своей дальней пустынки, где он жил молча, безвылазно как в затворе, св. старец хаживал по воскресным и праздничным дням в Саровскую обитель причащаться св. Тайн. От долгого стояния на коленях – 1000 дней и 1000 ночей – стали болеть у батюшки ноги, и он не мог больше ходить в обитель. Тогда на монастырском соборе порешили: «Если ноги не служат, перешёл бы он навсегда жительствовать в обитель, в монастырскую келью». Старец Серафим принял это предложение 8 мая 1810 года. Келейка, говорят, даже не отапливалась. Ложем его были мешки с песком и камнями. В затворнической келье стоял из дуба выдолбленный гроб. Непрерывно памятуя о смерти, о. Серафим молился перед иконой «Умиление Божией Матери».

Теперь в келейке на стене — изображение саровского чудотворца, хранятся здесь и некоторые вещественные останки жития святого: на столике – св. Евангелие, раскрытое на той самой странице, на какой оно осталось в момент кончины о. Серафима. Одна страница – Евангелие от Иоанна, другая – начало деяний Святых апостолов.

Потоком движутся молящиеся толпы простого люда, и мне вспоминаются мудрые строки: «Широки врата и просторен путь, ведущий в погибель, и многие идут им», но «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и не многие находят их».

Из книги А.С. Волжского
«В обители преподобного Серафима», 1914

Теги: , , ,