balzac

Через 40 лет после смерти Оноре де Бальзака, в 1890 году, префектура округа Сены и парижский муниципальный комитет приняли решение поставить на площади Пале-Рояль скульптурную фигуру великого писателя. Выбор пал на скульптора Огюста Родена. Уже через десять месяцев Роден создал превосходный макет памятника, глубоко проработанный, очень точный и выразительный. Бальзак изображён во весь рости одет в белую рясу доминиканского монаха. Эта одежда должна была символизировать изнурительный труд писателя-мыслителя. «Роден скрупулёзно собирает все сведения о Бальзаке, в том числе и о его внешнем виде в последние годы жизни», – сообщалось в прессе. Для начала скульптор стал лепить обнажённую фигуру (подобный опыт у него уже был с изображением Гюго). По разным причинам работа застопорилась; между тем близилось столетие со дня рождения Бальзака, а памятник всё не был готов. Родена торопили, он вынужден был объясняться с официальными властями, нервничал, испытывая непривычное унижение. И тогда Роден, что называется, пошел ва-банк, решив выставить на всеобщее обозрение гипсовый слепок статуи голого (!) Бальзака. И выставил – в 1898 году в художественном салоне Национального собрания. Рядом стоял его эротический «Поцелуй». Перед посетителями предстал короткорукий и коротконогий человек с мощным торсом и огромным выпирающим животом (так оно и было в действительности, хотя Бальзак прожил всего 51 год). Смелость скульптора нарушала все правила приличия и грозила обернуться небывалым скандалом. Общественный комитет литераторов во всеуслышание заявил, что он своей властью «запрещает месье Родену отливать в металл гипсовый слепок статуи»...

Однако парадокс состоял в том, что скандальное происшествие послужило основой дискуссии в художественных кругах. И, как водится, одни были решительно против, другие – не менее решительно за. Роден стал необыкновенно популярен в самых различных слоях общества, где до этого о нём многие и не слышали. Как апофеоз этих событий пришло письмо из Брюсселя: «В Брюсселе любят Бальзака. Вашу статую мы поместим на одной из площадей», и далее сообщалось, что уже собрано 30 000 франков. Не против был приобрести статую и Антверпен. И тогда оскорблённый в своих лучших чувствах Роден возмутился всей этой вознёй, унижавшей его гордость: «Я решительно заявляю, что хочу остаться единственным обладателем своего творения»... Статуя обрела покой в саду художника, в окружении деревьев и цветов.

Но история эта имела продолжение. В 1926 году статую отлили в бронзе, облачив Бальзака в длинную накидку. А 1 июля 1939 года, накануне Второй мировой войны, установили в центре Парижа на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.

По книге Бернара Шампиньоля «Роден»