Фёдор Решетников. Опять двойка. 1952

Дмитрий Жуков. Провалился. 1885

Читателям, конечно, знакома выразительная картина классика советского соцреализма Фёдора Решетникова (1906–1988) «Опять двойка» (1952). Её много десятилетий тиражировали в советских учебниках, а школяры писали по ней сочинения. Однако мало кто знает, что у этого живописного полотна, хранящегося ныне в Третьяковской галерее, имеется свой прототип – малоизвестная картина «Провалился» (1885) почти забытого ныне русского художника Дмитрия Егоровича Жукова (1841–1903). И достаточно лишь одного беглого взгляда на оба полотна, чтобы убедиться, сколь схожи их сюжеты. Естественно, Решетников не был плагиатором, а просто творчески переработал написанный Жуковым сюжет, перенеся его в советскую действительность. Такой приём назывался раньше парафраз, а теперь именуется модным словом «ремейк». И кстати, решетниковская «Опять двойка» – это вторая, срединная часть художественной трилогии мастера. Его первое полотно из этой серии «Прибыл на каникулы» (1948) стало самой узнаваемой из открыток на просторах Советского Союза – совокупный тираж репродукций картины составил более 13 млн экземпляров! Завершающей же художественную трилогию Фёдора Решетникова стала картина «Переэкзаменовка» (1954). И ещё одна очень любопытная деталь: в левом углу картины «Опять двойка» можно увидеть на стене репродукцию его же полотна «Прибыл на каникулы», а в картине «Переэкзаменовка», в том же левом углу, – репродукцию картины «Опять двойка».