ГоффманВ 1897 году в Париже вышла книга французской писательницы, известной под псевдонимом Arve’de Barike, где она исследовала влияние наркотиков и алкоголя на творчество некоторых писателей, в том числе Гофмана. Вот один из отрывков.

Началось с того, что молодой Гофман, желая «забыться», как это приличествует художникам и поэтам, стал часто посещать кабаки и пивные. Скоро он заметил, что вино будит в нём фантазию и помогает творческому осуществлению задуманного. Постепенно писатель почувствовал, что уже не может обойтись без подстёгивания своей фантазии. За десять лет усиленного поклонения Бахусу у Гофмана развились способности к галлюцинациям, что он сам признал в своём дневнике. Писатель отмечает, что часто видит не только отдельные привидения, но и целые сцены с их участием, что запахи являются к нему в виде звуков, а цвета – в виде запахов. Однако галлюцинации никогда не представлялись ему чем-то ужасающим, как у людей, пьющих водку. Сам Гофман пил исключительно качественные виноградные вина. Его галлюцинации обычно носили характер грустно-иронический (что и отразилось на стиле его произведений), но тем не менее очень его беспокоили, так как он боялся сойти с ума, то есть перейти из мира реального в не контролируемый сознанием мир воображения. Писатель нашёл для себя выход: каждую галлюцинацию он выплёскивал на бумагу; таким образом сложились 12 томов его произведений. Их главная отличительная черта – ирония и мистика, скреплённые достоверными автобиографическими подробностями.

Однако болезнь, забравшаяся в его мозг, постепенно развивалась.

Галлюцинации всё чаще становились для него неотличимыми от действительности, и постепенно Гофман уверовал в существование загробной жизни здесь, на земле. Он стал верить, что рядом с нами существует невидимый мир различных духов, оказывающих влияние на земную жизнь.

Последние годы жизни Гофман провёл в постели, разбитый параличом. Он умер 25 июня 1822 года в возрасте сорока шести лет, остановившись буквально на половине фразы во время диктовки жене своего последнего рассказа.