КУДА ИСЧЕЗЛА ПЕРСИЯ?

Восемьдесят пять лет тому назад с политических карт мира исчезла целая страна – Персия, которая стала именоваться Ираном. Как же это, а главное, почему могло приключиться?! Всё дело в том, что в 1935 году правитель страны шах Реза Пехлеви обратился с письмом в Лигу Наций с настоятельной просьбой-пожеланием использовать впредь вместо обозначения подвластного ему государства Персия название «Иран».

Жители этой страны испокон века называли своё государство Иран, что значит «страна ариев». Однако в истории на многие века закрепилось название «Персия», которое дали ей древние греки по имени одной из исторических областей – Фарс (Парсуаш). Вводя в мировой оборот наименование «Иран», шах Реза Пехлеви устранил веками существовавшую историческую несправедливость.

ТРИ ВЕКА В МОРСКОЙ ПУЧИНЕ

Почти столько пролежала в трюме затонувшего недалеко от Финского залива немецкого корабля «Архангел Рафаил» 500-страничная лютеранская Псалтырь 1692 года. Это судно в петровскую эпоху регулярно совершало по Балтике контрабандные рейсы из портов Российской империи в сопредельные страны. Однако один из рейсов 1724 года стал для корабля «Архангел Рафаил» фатальным. Несмотря на столь длительный срок пребывания под водой, богослужебная книга в кожаном переплёте с металлическими замками-застёжками весьма неплохо сохранилась. Уникальная находка была обнаружена и поднята на поверхность археологами-водолазами Центра подводных исследований Русского географического общества.

СОВЕТСКИЙ ТРАКТОР-МОНСТР

Многотонная махина ТЭТ-1000 была задумана в 70-х годах прошлого века как незаменимая для сельчан железная рабочая лошадь на солончаках в целинных районах страны. По задумке проектировщиков, трактор должен был не только пахать, но при необходимости переезжать на дальние расстояния. И потому его снабдили как гусеницами, так и колёсами. Любопытно, что опускаемые колёсные тележки были расположены перпендикулярно гусеничным тракам, а тракторист этой чудо-машины мог поворачивать своё рабочее место на 90 градусов в зависимости от того, на гусеничном или колёсном ходу предстояло ехать дальше. По проекту создателей, в движение трактор должен был приводить дизельный двигатель мощностью 700 л.с., а общая масса машины составляла более 32 тонн. Для испытаний опытный образец даже доставили в казахские степи, но пустить в серию этот трактор-монстр в итоге так и не решились.

НОВГОРОДЦЫ НА АЛЯСКЕ

Согласно общепринятой версии, проникновение русских исследователей и промышленников на север Американского континента началось в середине XVIII столетия. Однако российские первопроходцы не раз сообщали в своих путевых записках и дневниках, что встречались на Аляске с потомками давным-давно живших там светловолосых и голубоглазых русских людей, говоривших на каком-то чудном русском языке. Вот только кто они были, эти «исконные русские» американских земель?!

По одной из версий, это могли быть потомки новгородских ушкуйников, каким-то неведомым образом сумевших в средние века (предположительно в XVI или даже в XV столетии) не только добраться по северным рекам и студёным морям Ледовитого океана до оконечности Евразии, но и переплыть Берингов пролив и обосноваться в Америке. Невероятно – да! Но факты, как известно, вещь упрямая: в наши дни этнографами и историками накоплено уже достаточно материала, убедительно свидетельствующего именно в пользу этой на первый взгляд парадоксальной версии.

 

Теги: