В русском народе и обществе испокон веков силён, крепок и живуч мистический элемент, получивший отражение в художественных произведениях. У Пушкина – в «Пиковой даме» и многих стихотворениях. Гоголь создаёт целый ряд увлекательных повестей и рассказов с таинственным сюжетом. У Лермонтова – это «Фаталист» и отрывок из «Начатой повести». Но больше всего мистических сюжетов у Тургенева – этого европейца по духу. В 1863 году появились его «Призраки»; правда, в этой новелле мистический элемент играет второстепенную роль. Другое дело – рассказ «Собака» (1866), весь построенный на сверхъестественном вмешательстве в реальную жизнь. В 1869 году Тургенев пишет «Страшную историю», в которой фигурируют юродивый магик и экзальтированная девушка, бросившая семью, чтобы безропотно обслуживать бродягу-юродивого. В последних произведениях писателя мистический оттенок просматривается ещё более определённо (многие «Стихотворения в прозе»). И, наконец, в повести «Клара Милич» сверхъестественное, мистическое начало играет огромную роль в судьбе героя.

Впрочем, подобная склонность к необычному, чудесному не составляет исключительной особенности русских писателей и поэтов. Великие мировые гении – Шекспир, Гёте, Шиллер нередко давали полный простор своей фантазии на почве народных преданий и мифов. Такие таланты, как Гофман и Эдгар По, особенно часто открещивались от реального мира и погружались в эту туманную область иллюзий и неведомого.

«Северный вестник», 1886

Теги: , , , ,