Да-да, вы не ослышались – у наших далёких предков были собственные ледоколы и назывались они кочами. Коч – это мореходное парусно-гребное однопалубное судно поморов.

В основном было одномачтовым, редко когда двухмачтовым, с навесным рулём. Своей формой судно напоминало половинку ореховой скорлупки. Днище коча обшивалось двойными досками, а стыки закрывались многочисленными рейками на железных скобах, что помогало сдерживать напор и удары бродячих льдин. Коряник (перегиб борта), не имевший аналогов в мировом судостроении, придавал кочу дополнительную жёсткость и устойчивость при качке. Благодаря этим премудростям коч был прекрасно приспособлен к плаванию в северных широтах. Льды не раздавливали его, а наоборот, крошились и выдавливались на поверхность воды, не вмерзал коч в ледовую шугу (кашу).

Невероятно, но факт: знаменитый норвежский полярный исследователь Ф. Нансен при разработке своего уникального судна «Фрам», успешно совершившего как арктическую, так и антарктическую экспедиции в конце XIX – начале XX века, взял за основу… поморский коч.

Теги: ,