Эжен Делакруа. Иллюстрация к трагедии «Фауст»

Характер творчества у истинных поэтов обычно не соответствует их умственной организации. «Чтобы жить в мире с самим собой, – говорит Монтень, – мне нужно трудиться урывками. Когда демон писания овладевает мною, я не отхожу от своей работы, и зачастую мне приходится писать по многу часов подряд. Наоборот, когда меня охватывает демон меланхолии, лени, безволья и безделья, то ни за что на свете я не возьмусь за перо».

Гёте частенько писал на лету: «Я бегу иногда к своему пюпитру, и, даже не поправляя листа бумаги, лежащего косо, пишу всё стихотворение: от начала до конца вкривь и вкось. В этих случаях я охотнее берусь за карандаш, так как писать им легче и быстрее, а скрип пера не раз выводил меня из моего сомнамбулического состояния, после чего я становился рассеянным, и стихотворение погибало в своём зародыше». Тот же Гёте был уверен: чтобы освободиться от меланхолии, надо выложить свои сомнения, ощущения и мысли на бумагу и таким образом освободиться от них.

Из книги Шарля Летурно
«Физиология страстей», 1896

Теги: ,