Под таким названием в 1905 году в журнале «Вестник литературы» появилась статья некого Л. Маврина. Вот несколько отрывков.

Глаза – зеркало души. Выражение лица часто бывает обманчивым. Но глаза – никогда. Эта мысль особенно применима к людям искусства, то есть людям повышенной духовной жизни.

Из русских поэтов, бесспорно, совершенно необыкновенными глазами обладал Пушкин. По признанию современников, в его глазах отражался поэт божьей милостью. Это были светло-голубые, проницательные, полные блеска глаза. Стремительность его взгляда была такова, что даже знаменитый портретист Тропинин оказался не в состоянии схватить и отразить в совершенстве глубокое выражение этих глаз.

Совершенной противоположностью быстрому, выразительному взгляду Пушкина представляются глаза Лермонтова. Глаза творца «Демона» были малоподвижны, взгляд их мрачен и тяжёл даже тогда, когда поэт смеялся.

У Гоголя глаза были смеющиеся, с некоторой даже хитринкой. В этих глазах отражался неподражаемый юмор «Мёртвых душ». Но притом общее, доброе, задушевное выражение глаз показывало, что у их обладателя нежное, сострадательное сердце, которое смеялось подчас горькими слезами над пороками окружающего мира.

В глазах Чехова, прикрытых стёклами очков, была видна душевная грусть, почти меланхолия. По этим глазам трудно было догадаться, что обладатель их не только тонкий психолог, но и замечательный юморист. Скорее всего, в глазах этих отразился врач-диагност, для которого зрение служит одним из средств констатации болезни и воздействия на неё.

Странные глаза у Максима Горького, одни из тех, про которые утверждают, что они «ничего не говорят», как, впрочем, и само его лицо – простое лицо русского мастерового. В этих глазах трудно прочесть что-либо определённое.

В целом можно утверждать, что в глазах наших писателей, часто лишённых оптимистического взгляда, отражалось критическое отношение к русской действительности.