Учёный, философ, священник Павел Александрович Флоренский (1882–1937) воспринимал сердце как «корень единства тела, очаг духовной жизни» – то есть неким мистическим центром – духовным, душевным и телесным. «Очищение сердца, – писал он, – даёт возможность общения с Богом, а общение с Богом выпрямляет и строит личность».

Мистика сердца, утверждаемая Флоренским, находится в русле идей традиционной христианской мистики. Своей «мистической анатомией» в целом Флоренский пытается доказать, что существует единство в строении космоса и человека. Одна из статей учёного так и называется «Макрокосм и микрокосм». В ней, в частности, говорится:

– Единство мира и человека существует на всех уровнях. В среде нет ничего такого, что в сокращённом виде, в зачатке хотя бы, не угадывалось в человеке; и в человеке нет ничего такого, что разрозненно не нашлось бы у среды. Человек есть сумма мира, сокращённый аспект его. Мир есть раскрытие человека, проекция его.

Вывод Флоренского: признание единства человека и мира требует нравственного отношения в природе.

Из сборника «Религиозное мировоззрение П.А. Флоренского»

Теги: ,