Одна из самых важных составляющих в космических перелётах – это выбор ракетного топлива. Вслед за американскими Blue Origin и SpaceX «Роскосмос» заявил о создании отечественного метанового ракетного двигателя уже через три-четыре года.

Космонавтика готовится вступить в новый этап своего развития. Время безраздельного гос­подства кислородно-керосиновых двигателей постепенно заканчивается. То, что десятки лет помогало преодолеть земное притяжение, не может в полной мере обеспечить дерзновенные замыслы завтрашнего дня. Жизнь заставляет искать новые технические решения. Смелые идеи, теоретические выкладки и предварительные расчёты переплавляются в первые конкретные проекты.

Скупые строки пресс-релизов деловито сообщают, что в России прекращено техническое проектирование сверхтяжёлой ракеты «Енисей», предназначенной для полётов в дальний космос. Средства, которые планировалось направить на ракету, пойдут на разработку метановых двигателей – более современных и перспективных. Что же стоит за сухими сообщениями информ­агентств?

Керосиновый тупик – так можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в космической отрасли, когда надёжная, отработанная и безот­казная технология становится тормозом дальнейшего развития. Несколько десятилетий назад в поиске оптимальных компонентов ракетного топлива – горючего и окислителя – победила пара «жидкий кислород плюс керосин». Полвека сконструированные по этой схеме ракеты-носители открывали дорогу в ближний космос. Но сегодня космические державы вступили в международную гонку за освоение новых ракетных технологий, для которых использование традиционных компонентов становится сдерживающим фактором. Ведущие компании, такие как Blue Origin и SpaceX, уже не только приступили к разработке новых двигателей на сжиженном метане, но и заметно преуспели в этом. По мнению специалистов, именно они станут основой будущих межпланетных ракет.

Надо сказать, что возможность применения метана в ракетно-космической отрасли, наряду с другими вариантами, рассматривали и просчитывали ещё на заре космической эры. В те времена сочли, что включение в конструкцию ракет-носителей криогенной аппаратуры съест весь выигрыш в эффективности. Но сегодня преимущества метановых двигателей заставляют под другим углом взглянуть на отвергнутую когда-то идею. Какие же преимущества делают метановые ракетные двигатели наиболее перс­пективными?

Подробнее читайте в №1/2022 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Сергей Борисов

Фото Shutterstock.com