Мы уже не раз видели в кино, к чему может привести засилье виртуальной реальности.

Военные в авангарде

За последние год-полтора только и слышишь: цифровая экономика, цифровая реальность, снял на «цифру», оцифрованная жизнь… Может показаться, произошёл какой-то небывалый технологический прорыв. Однако это не совсем так.

Первыми столкнулись с переходом от аналоговых систем к цифровым военные и специалисты космической отрасли. Именно они реализовали на практике теоретические наработки Владимира Александровича Котельникова, Клода Элвуда Шеннона и Гарри Теодора Найквиста, закреплённые в теореме, которая связывает воедино непрерывные (аналоговые) и дискретные (цифровые) сигналы.

Речь идёт о системах военной радиосвязи и системах связи со сверхдальними объектами (беспилотными космическими аппаратами). Почему же именно «цифра»? В первую очередь всего лишь потому, что цифровые сигна-лы проще отфильтровывать от помех и шумов. Более того, для военных на цифровых системах проще держать закрытые каналы связи с высокой криптостойкостью (возможностью противостоять атакам на алгоритм. – Ред.).

И всё это было реализовано уже в конце пятидесятых – в начале шестидесятых годов прошлого века. А далее пошло как снежный ком: применение в компьютерных технологиях; в технологиях обработки, в записи и воспроизведении аудио- и видеосигналов; в мобильной связи; в эфирном радио и телевидении.

Можно долго перечислять устройства, работающие на основе цифровых сигналов. И всё это цифровое многообразие нарастало довольно плавно в течение нескольких десятилетий.

Путешествия не сходя с дивана

Так при чём тут новая цифровая реальность, удивится читатель. А при том, что всего вышеперечисленного оказалось мало. И даже личные кабинеты поставщиков различных услуг и энергоносителей и безналичные платежи – это всё ещё не то светлое цифровое будущее, куда нас так зазывно манят со всех сторон.

Тренажёры на основе виртуальной реальности, ранее использовавшиеся в основном военными, стали плавно перетекать в гражданскую сферу. Сначала в виде примитивных игр, а затем и более сложных решений. Так, теперь малоподвижный инвалид имеет возможность беспрепятственно виртуально путешествовать по миру, наслаждаясь его красотами.

А дальше? Дальше – больше! Как в фантастическом рассказе итальянца Лино Альдани «Онирофильм»: окружающий людей реальный мир им больше не интересен, а важнее виртуальная реальность, где они богаты и успешны, путешествуют, где хотят и когда хотят, и не только…

Вот только расплачиваются они за это абсолютно серой и невзрачной реальностью, в которой даже одежда-униформа всего лишь двух цветов – чтобы отличать мужчин от женщин. А большая часть заработанных средств уходит на приобретение новых записей виртуальной реальности!

Так и сегодня никого уже не удивишь банальным 3D-фильмом. На очереди 5D, где кроме объёмности визуальной картинки добавляются вибрации, запахи, перепады температуры и прочее. Налицо действенная подмена части реального мира виртуальным. Такое «светлое» будущее показал нам режиссёр Джонатан Мостоу в фильме «Суррогаты».

Продолжение читайте в №6/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Виктор Тишаков

Фото © Shutterstock.com

Теги: , , , ,