Отцы и деды завещали нам вечно помнить о страшной, унёсшей десятки миллионов жизней Великой Отечественной войне. Она началась в июне 1941 года, получается – 76 лет назад. Сколько ни описывай перипетии военного лихолетья, появляются всё новые и новые свидетельства невероятного героизма и самоотдачи народа. В нашем журнале есть рубрика «Чудеса на войне». И действительно, существует много фактов божественного заступничества и покровительства. Об одном из таких фактов мы рассказали в прошлом номере. Иконка, которую дала мать уходящему на войну солдату, на фронте спасла ему жизнь. И это – чудо. Но разве не чудо – сама победа, этот невероятный человеческий подвиг, совершённый во время боевых действий и на трудовом фронте! Мы не перестаём удивляться многочисленным примерам проявления человеческой воли и мужества.

В этом номере в материале под рубрикой «Цена Победы» Юлия Скопич описывает событие, случившееся в начале войны с бойцом Иваном Пашковым. Попав в руки врага, он не выдал своих и был расстрелян немцами и похоронен. Даже трудно представить, но Пашков с тремя ранениями откопал себя и практически ползком целых двое суток добирался в отряд, где показал на карте расположение позиций противника. О нём поэт Алексей Сурков написал поэму, которую так и назвал «Баллада о разведчике Пашкове». О подвиге своём Пашков не рассказывал, тихо жил с женой в деревне в Липецкой области. И только случайность и упорство местных журналистов сделали случившееся с ним известным окружающим.

А Борис Полевой создал свою «Повесть о настоящем человеке», положив в её основу судьбу лётчика Алексея Маресьева. Я знал этого человека. Он долгие годы возглавлял Советский комитет ветеранов войны. Несведущие люди даже подумать не могли, что у него нет обеих ног. Ну об этих поистине героях по крайней мере известно. Но остаются ещё тысячи не найденных, как подобает не похороненных, безвестных.

Кинорежиссёр Фёдор Попов снимает художественный фильм «Коридор бессмертия». Он о том, как в 1943 году всего за 17 дней зимой была построена железная дорога длиной 33 километра в блокадный Ленинград. Практически дорогу строили совершенно измождённые люди, пережившие две блокадные зимы. В основном – девочки-школьницы и старики. Обслуживание её также легло на юные женские плечи. Сколько эшелонов проследовало – информация есть, более 3000. А сколько погибло девчонок во время строительства и эксплуатации – неизвестно. По этой дороге прошло 75% грузов в блокадный Ленинград, а по ладожской «Дороге жизни» – 25. То есть это была поистине дорога спасения. Но кто положа руку на сердце скажет, что знает о ней? Об этом в заметке Марины Макаровой «Секретная ветка стала «Коридором бессмертия».

Так уж устроена природа, что обычный человек просто не знает всех своих возможностей. Кто-то закрывает глаза и принимает смерть как должное, кто-то молится и надеется на спасение. А кто-то не сдаётся и до последнего борется с обстоятельствами. Как это сделал герой материала Ивана Медведева «Один на один с океаном» некто Стив Калахэн. 75 дней на маленьком плоту практически без пищи и воды он дрейфовал в океане. И выжил. Такая вот воля к спасению. Так что выбор всегда всё-таки есть.

Геннадий Мальцев, главный редактор

Похожие статьи:

Теги: