1917 год стал в России революционным. В нашей полюбившейся читателям и ставшей постоянной рубрике «100 лет назад» авторы журнала пытались в течение всего года найти
новые неизвестные страницы происходивших тогда событий, показать корни их возникновения и связанные с ними роковые предзнаменования, причины зачастую бесовского поведения людей.

История не приемлет рассуждений типа – а вот если бы тогда этого не случилось, то как бы всё обернулось? Что произошло, то и произошло: вооружённый захват власти, Гражданская война, море крови и горя, потеря национальной элиты. А вот у Геннадия Зюганова, лидера КПРФ, другое мнение. На недавнем фестивале прессы на Поклонной горе он, побывав на стенде журнала «Чудеса и приключения», заявил, что Октябрьская революция – это и есть настоящее чудо. Так что же это всё-таки было: трагическое чудо или оптимистическая трагедия?

В этом номере «ЧиП» снова возвращается к событиям столетней давности. Что было в ноябре (тогда октябре) 1917 года? Об этом – в статье Александра Ломтева «Хмельной ветер ре-
волюции». Керенский бежит на Запад, в питерских особняках прячут драгоценности и добро, Малевич становится комиссаром по охране памятников старины. В Петрограде ставят
новые пьесы, пишутся новые романы и стихи, «царит» Александр Вертинский. Сионисты, поддерживаемые правительством Великобритании, призывают к созданию еврейского государства на земле Палестины.

Андрей Быстров рассказывает об одном из неудавшихся покушений на жизнь В.И. Ленина. В центре заговора – «Петроградский магический круг» и его лидер – некто Марк Мегневский, за спиной которых стоят европейские кук ловоды из «Ордена нового храма». А какова всё-таки роль масонов в российских событиях и степень их влия ния на вождей Октябрьской революции? Откуда эта многочисленная масонская символика у большевиков – пятиконечная звезда, красное знамя и прочее? И были ли в конце концов масонами Ленин и Троцкий? Об этом читайте у Романа Нутрихина в материале «Переворот под знаком Скорпиона». Наиболее нервных и нетерпеливых предупрежу сразу – скорее всего, не были. Поступили с масонами по-большевистски – что-то с них поимели, а потом «выжгли калёным железом».

В истории, к сожалению, всё зачастую происходит, вернее, подаётся историками так, как представляется им или их заказчикам. И это мягко сказано. В одних случаях это делается совершенно осознанно. В других – носит как бы творческое осмысление. Народ в массе своей воспринимает исторические события, особенно древние, через художественные произведения. Ледовое побоище – кинофильм «Александр Невский», 1812 год – «Война и мир» Льва Толстого; Смутное время – «Борис Годунов» Александра Пушкина, не говоря уж о «Капитанской дочке» и событиях времён восстания Пугачёва; «Петре Первом» Алексея Толстого, «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. То есть в массе своей человечество живёт в мире вымыслов. Что такое фильм? Пятна на экране, судьбы и события придуманные сценаристом, снятые режиссёром и оператором и изображённые актёрами.

Так сколько же в жизни правды, а сколько лжи? Об этом статья Аркадия Вяткина «Что наша жизнь? Обман!». Как утверждает автор, в нашей действительности искренностью даже и не пахнет. Мало того, автор убеждён, что если мы все начнём общаться между собой правдиво, то общество просто перестанет существовать. Подождите, подождите возмущаться, ревнители справедливости и честности! Ведь любому из нас присущи заблуждения, иллюзии, ошибочные представления, собственный взгляд на вещи. Ну и чем не тема для дискуссий?

Геннадий Мальцев, главный редактор