Закончившаяся летом 1928 года катастрофой экспедиция к Северному полюсу на дирижабле «Италия» могла поставить жирную точку в биографии талантливого конструктора и полярного исследователя Умберто Нобиле. Но «время первых» ещё только начиналось. Судьба уготовила тщедушному на вид итальянцу новые удивительные приключения, где слава и смерть были его неразлучными спутниками.

Человек-бульвар

Я стою на тротуаре широкой улицы, по сторонам которой возвышаются новые жилые многоэтажки. Недавно высаженные молодые кустарники и деревья обещают со временем спасительную тень. Новые детские площадки, новые павильоны магазинов... Всё, что меня окружает, нацелено в будущее. Именно таким, всегда устремлённым к новым горизонтам, и был неутомимый Умберто Нобиле – инженер-новатор, исследователь, писатель, политический деятель, часть жизни которого связана с нашей страной.

Мой взгляд останавливается на синей вывеске на фасаде ближайшего дома с названием улицы: «Бульвар имени Умберто Нобиле». Да, именно так. Этот бульвар находится в микрорайоне Центральный относительно молодого подмосковного города Долгопрудный.

Здесь, тогда ещё в маленьком посёлке, с 1932 по 1936 год, в специально построенном для итальянских специалистов двухэтажном деревянном особняке Нобиле жил со своей юной дочерью Марией и верной Титиной. И именно об этом этапе своей жизни Нобиле позднее напишет в книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями»: «…Пребывание в России принадлежит к счастливейшим периодам моей достаточно трудной жизни».

После личного согласия Сталина он был приглашён в Советский Союз для работы в качестве технического руководителя «Дирижаблестроя» и создания новаторских дирижаблей. На родине разжалованному генералу делать было нечего. Попавший после неудачной экспедиции к Северному полюсу, которая привела к гибели семи членов экспедиции и девяти спасателей, включая «полярного волка» Руаля Амундсена, в немилость к диктатору Бенито Муссолини, он чувствовал себя под недобрыми взглядами фашистского истеблишмента более чем неуютно. Посетив в 1931 году СССР и получив приглашение поработать. Нобиле принял окончательное решение приехать к нам в страну только на следующий год, после внезапной кончины любимой супруги. Тогда он ещё и представить себе не мог, что спустя годы он отправится в Америку, затем вновь вернётся на родину, будет восстановлен в звании генерала, почти до 75 лет станет читать лекции в университетах США, Италии, Испании и Японии, напишет 23 книги – учебники, справочники, научные монографии, мемуары.

Рекорды и драмы

Первоначально советское правительство планировало строительство 425 дирижаблей за пять лет. Позже план был сокращён до 50 дирижаблей. Однако к 1940 году, когда строительную базу в Долгопрудном окончательно закрыли, было сооружено только 14 дирижаблей. Непосредственно под руководством Умберто Нобиле и небольшой группы итальянских техников и рабочих на «Дирижаблестрое» было построено пять воздушных судов его фирменной полужёсткой конструкции. Самым большим стал дирижабль «СССР В-6» объёмом почти в 19 тысяч кубометров, крейсерская скорость которого составляла 113 км/час. Именно на нём был установлен 4 октября 1937 года мировой рекорд по продолжительности беспосадочного полёта, который составил 130 часов 27 минут. Нобиле сам неоднократно руководил полётами этого гиганта. Даже когда необходимость в консультациях экипажа отпала, когда молодые советские командиры и штурманы полностью освоили особенности вождения этого дирижабля, он продолжал летать.

Некогда запавшие в его душу слова легендарного полярника Фритьофа Нансена не давали покоя: «Все мы ищем в жизни «иных берегов»… Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».

Мог ли предположить неутомимый итальянец, что ставшая ему столь близкой большая часть команды дирижабля «СССР В-6» трагически погибнет в феврале 1938 года в ходе спасательной операции. Они летели вызволять из ледового плена членов первой советской полярной экспедиции во главе с легендарным Иваном Папаниным и врезались в гору в районе Кандалакши.

Ещё один дирижабль, построенный по проекту Нобиле, – военный «СССР В-10», потерпит катастрофу в августе 1938 года в небе над будущим столичным районом Бескудниково и унесёт жизни семи членов экипажа…

Александр Нефедов

Целиком статью можно прочитать в №7/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , , ,