В трюме голландского корабля жарко и душно. Смрад от сотен давно не мытых тел нещадно бьёт в нос. Люди, прикованные к палубе, сидят и лежат вдоль центрального прохода. Некоторые замерли без движения, и сладковатый запах разложения смешивается с запахом человеческих испражнений. В тесноте трюма ощущение страдания и удушья столь велико, что доводит чёрных рабов до безумия…

В таких поистине нечеловеческих условиях работорговцы перевозили тысячи рабов из Центральной Африки в страны Латинской Америки. Во время путешествия через Атлантику погибал каждый третий невольник, а жизнь переживших плавание не превышала на плантациях и десяти лет. Труд африканских рабов использовали на Кубе, Гаити, в Доминикане и других странах Карибского бассейна. Все невольники насильно обращались в христианство, но они сохранили в сердце и в душе веру в древних богов своей далёкой родины. Белые хозяева заставляли рабов каждую неделю посещать церковь, и те вскоре заметили, что католические святые похожи своим одеянием и символами на африканских богов. Постепенно произошло почти полное их отождествление, и возникли синкретические афро-католические религии, к которым относят вуду, лукуми, кандобле и мукумбу. На Кубе особую популярность приобрела сантерия – религия, возникшая на основе верований африканского народа йоруба. «Сантерия» в переводе с испанского означает «святость». Колонизаторы, видя особую набожность недавно обращённых в христианство рабов, пренебрежительно называли их «святыми». Они и не подозревали, что африканцы молятся не столько христианским иконам, сколько богам чёрной Африки, скрывающимся под маской католических святых.

Оправданный гнев

Религия вуду распространилась на Гаити и в Бразилии. Благодаря несравненной силе природной приспосабливаемости к новым обстоятельствам и вызовам, африканские культы выжили везде, где когда-то ступила нога чёрного невольника. Уже к середине XIX века культ вуду проник в США и прочно укоренился в Луизиане и южных штатах Америки. После отмены рабства в 1865 году многие негры подались из Луизианы на север – в Мемфис, Чикаго, Детройт и Нью-Йорк. Всюду, куда проникали африканцы, они несли с собой свою древнюю религию и веру в духов.

Что же представляет собой религия вуду в наше время и так ли опасна негритянская магия, как её рисуют голливудские фильмы? По мнению многих учёных, вуду в XXI веке стремительно теснит христианство в Южной Америке и приобретает статус новой «мировой религии».

Для современного человека свобода и синкретизм вуду являются заманчивой альтернативой патриархальному закостеневшему католицизму. Если иудо-христианские религии и большая часть объединений, входящих в движение «Нью-Эйдж», заставляют людей подавлять свои эмоции и желания, то боги вуду говорят, что гнев может быть оправдан, что страсть заслуживает уважения, а в стремлении к власти нет ничего постыдного. Вуду снимает с человека груз вины за свои поступки и желания, избавляя от ощущения постоянного греха, навязанного христианством. Популярность вуду объясняется и тем, что верующий не должен отступиться от других богов и, совершая древние ритуалы, может оставаться при этом ревностным католиком. Последние исследования социологов показали, что христианами считают себя 90 процентов жителей Латинской Америки, но при этом 80 процентов из них регулярно участвуют в вудуистских богослужениях. Только на Гаити насчитывается до шести миллионов последователей культа вуду. Общую же численность адептов африканских религий не возьмётся назвать никто. Ясно лишь одно – их многие десятки миллионов, что впол- не сопоставимо с числом верующих иудеев или христиан, представляющих некоторые церковные деноминации.

Михаил Жаровский,
религиовед

Фото © Shutterstock.com

Целиком статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №12/2019

Теги: , ,