Это место вызывает у местных жителей неподдельный ужас. Ужас перед страной вечного мрака и тьмы. Галереи и коридоры, соединённые между собой, протянулись на многие километры. Учёные не раз составляли карты этих подземных ходов, но не было случая, чтобы нашлись хотя бы две идентичные. Проходы открываются и закрываются сами по себе, когда захотят...

Удивительные находки

Почему древние люди взялись за уголь и краски и принялись рисовать на стенах пещер рисунки? Что заставляло наших первобытных пращуров создавать живописные шедевры? Какая сила ими двигала? И какой смысл они вкладывали в свои творения? И почему потом пещерное искусство пошло на убыль?

На эти вопросы мы, наверное, никогда не получим точных ответов. Пещеры по всему миру по-прежнему будут хранить тайны своих «Леонардо». И Капова пещера на Южном Урале – в том числе. В её холодной пугающей мгле тысячелетиями скрывались картины художников каменного века. Они рисовали то, что видели.

Капова пещера (второе её название – Шульган-Таш, что значит «вода умерла в камне») расположена на реке Белой, протекающей по башкирскому природному заповеднику, и входит в число самых больших карстовых полостей мира. Подземная речка Шульган внутри пещеры продолжает вымывать полости и формировать её выразительный «интерьер».

Размеры Каповой пещеры впечатляют: «трёх­этажная», протяжённостью в 3 километра и высотой почти в 200 метров. В наши дни внутреннее пространство пещеры обозначено различными названиями, например, Главная галерея, портал, зал Рисунков, Купольный зал, Ниша.

Сами рисунки были обнаружены случайно зоологом Александром Рюминым в 1959 году. Это стало сенсацией и поводом вновь переписать учебники истории. Ровно 80 лет назад испанский археолог Марселино Саутуола открыл первые палеолитические рисунки возрастом в 15 тысяч лет в Альтамирской пещере в Испании. Его сначала высмеяли и не поверили тому, что дикие, «необразованные» люди с корявыми и грубыми руками могли сотворить подобную живописную красоту. Для таких рисунков надо, что называется, созреть душой. А какая душа и духовность могла быть в те дикие, жестокие времена?

Рисунки же, найденные Рюминым, были куда древнее. Хотя выяснилось это далеко не сразу. Открытие Рюмина подтвердило удивительный факт – первобытные люди умели и хотели творить. Они занимались этим делом целенаправленно, и у них очень здорово это получалось.

Первобытные шедевры

Как показали совсем недавние исследования, возраст самых ранних шедевров Каповой пещеры приближается к 36–37 тысячам лет! Невероятно! Невероятно ещё и потому, что, по современной датировке, Homo sapiens появился всего лишь 40 тысяч лет назад.

Древнее изображений из Каповой пещеры являются только рисунки пещеры Ла-Пасиега в Испании – их возраст определяется в 64 800 – 66 700 лет. В Ла-Пасиега творили неандертальцы, в Каповой пещере – кроманьонцы. И если сравнивать их творчество – кроманьонцы были куда талантливее и плодовитее в плане искусства.

Однако сам факт, что в столь глубокой древности люди, не умевшие ещё даже толком охотиться, при этом умели рисовать, и рисовать красиво, стильно, с использованием естественных рельефов для придания объёма фигурам и живописных контуров, говорит о том, что искусство было буквально в крови у наших предков. Вполне возможно, что оно имелось и у более древних перволюдей. И кто знает, может быть, даже у австралопитеков и прочих гоминид, ещё не бывших в полном смысле людьми.

Природа вкупе с естественным отбором и процессами эволюции посчитала, что вот этому интересному виду, который впоследствии назовут людьми, зачем-то надо уметь красиво рисовать, и «встроила» данный талант в гены.

И до сих пор у учёных нет ответа на сакраментальный вопрос – зачем людям нужен рисовальный талант? Но однозначно без него жизнь была бледнее, скучнее и неинтереснее. И это понимали уже древние люди.

Однако если современные художники учатся годами писать картины, то первобытные творцы создавали свои шедевры без всякой науки.

Подробнее читайте в июльском номере (№7/2021) журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Марина Ситникова

Фото Shutterstock.com