Силуэты загадочных животных на фасадах старинных знаний давно стали предметом исследований не только архитекторов или историков, но даже биологов и криптозоологов. Одни химеры на башнях собора Парижской Богоматери чего стоят. Есть странные звери и в убранстве фронтонов учебных корпусов Кембриджа, и в декоре пражских костёлов. В этом ряду таинственный зверь, украшающий храм Иоанна Предтечи в Городищах, – древнейшее каменное здание Подмосковья, занимает самое достойное место… Подчёркивая тем самым реальность существования по крайней мере в средневековой Европе и Руси живых «ископаемых» существ.

Битва, родившая легенду

На дальних южных подступах к Москве, в чистом поле под Коломной 1 января 1238-го сошлись в смертельной схватке войска Бату-хана и союзные русские рати во главе с наследником Владимирского трона Всеволодом, владимирским воеводой Еремеем Глебовичем и князем Романом Ингоревичем Коломенским.

Страшная это была сеча! Войска смешались, русичи доходили даже до монгольских тылов, где стояли вражеские военачальники. В схватке погиб чингизид – Кюль-хан. И всё же удача сопутствовала монголам. Пали воевода Еремей, князь Роман и почти все ратники. Лишь князю Всеволоду удалось вырваться с малой дружиной и бежать во Владимир. Остальные воины были прижаты к надолбам коломенской крепости и погибли в неравном бою. А что же происходило потом? Вот что гласит об этом коломенское сказание.

Храм охраняет коломенский зверь

Когда закончилась битва Коломенская, пришли к Батыю его воины и сказали: «Вот, обрели мы тело того князя, который нам больше всех вреда принёс. Что прикажешь делать с ним: так оставить или отдать на поругание?»

Отвечал Батый: «Это не дело. Сей был храбрый воин, и, ругаясь над ним, мы не его, а себя позору предадим. Приведите ко мне самого почтенного из горожан здешних».

Нашли оставшегося в живых попа из коломенского пригорода – Городищ, из храма Зачатия Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В то время ведь княжий двор был как раз в Городищах, против Коломны, через реку Москву, там и стоял каменный храм. Привели батюшку из той церкви к Батыю.

Тот спрашивает: «Какое у вас на Руси самое почётное погребение?» Священник отвечает: «В храме Божием». Тогда Батый повелел ему: «Возьми этого князя и погреби его с почестями».

Вывели коней ордынских из храма в княжеских Городищах, и очистили храм, и заново освятили. А иерей Предтеченский взял тело князя Романа и отпел, а затем похоронил в церкви.

Батый же сказал: «Даю храму сему ярлык мой, знак охраны, чтобы никто не мог нарушить покой воина, ибо с этой поры находится храм под охраною самого хана. И доколе сохранится Зверь мой на этом храме, будут сии стены стоять нерушимо».

И приказал своим мастерам-камнерезам высечь на камне печать: Зверя Коломенского. Тело у него конское, передняя часть и хвост – барсовы, а глава подобна василиску. И установили ярлык ханский, Батыеву печать, на церкви, у северного входа, слева, ближе к алтарю.

«И стоит храм Предтечи в Городищах нерушимо до сего дня, и хранит его Батыева печать, Зверь Коломенский. А у гробницы князя Романа стали чудеса совершаться. И с тех пор почитали могилу его в нашей земле, как святыню, но потом позабыли место её. Только сказывают, что однажды, как поновляли храм, нашли рядом с ним большую надгробную плиту, и были видимы на ней неведомые письмена».

Сказка становится былью

Большая часть этой легенды – красивый вымысел. Не мог Батый дать храму никакого «ярлыка», по той простой причине, что церковь в Городищах была построена лет через полтораста после кровавой Коломенской битвы, во второй половине XIV века! Но в то же время приходится признать, что история загадочной химеры с северной стены древней церкви – не просто занимательная «сказка».

Действительно, камень с удивительным рельефом производит впечатление «вставленного» в более позднюю кладку. Так что возможно, что церковь епископской загородной резиденции не только поновлялась и перекладывалась в XIV столетии, но имела более раннюю предшественницу.

Очевидно, что камень со Зверем Коломенским – не просто украшение, а некий символ. Это кажется тем более реальным, если учитывать, что зверёк даже чеканился на княжеском серебре в качестве геральдического символа! Несколько десятков лет назад в Москве обнаружили средневековый клад из серебряных слитков, украшенных этой химерой.

Более того, первая русская монета (не надчекан на татарском дирхеме, а настоящая русская деньга) была выбита в XV веке в Коломне! На ней так и написано: «Деньга коломьска». Сейчас об этом плохо помнят, но в XIV, XV и начале XVI века Коломна была действительно «соцарственным градом». Она входила в десятку важнейших городов Руси, практически ничем не уступая столице. Неудивительно, что чеканка собственно русских монет началась именно здесь.

Единорог, химера, василиск

До сих пор в литературе нашего «героя» с «Батыевой печати», попавшего затем и на монеты, называют Коломенским единорогом. Это странно: единорог – конь, украшенный рогом. Мы же в данном случае видим химеру: сзади это конь, передняя часть и хвост – барсовы, а голова скорее птичья, чем конская. Да и украшение на голове изначально явно было сложнее, напоминая своего рода корону. Возможно, это голова фантастического василиска…

Но каким образом такой удивительный символ попал на русские монеты? Напомним, что Коломна из великого княжества Рязанского влилась в состав Московского княжества в 1300 году. Великий князь Рязанский Константин напал на князя Даниила, рассчитывая на лёгкую победу над крошечным Московским государством. Но младший сын Александра Невского унаследовал полководческий дар своего отца. Даниил Александрович не только разбил князя Константина, но и взял его в плен. Так огромный Коломенский удел от Оки до пригородов нашей столицы отошёл будущему святому Даниилу Московскому и стал с тех пор драгоценным владением московских властителей. Заметим, что Коломной никогда не управляли воеводы, а только наместники – личные представители великого князя.

И, скорее всего, вместе с уделом Москва захватила и символ города – Зверя Коломенского, который и попал на первые русские монеты и слитки-«рубли».

Со временем эта история забылась, загадочных зверьков сменили привычные нам всадники – «ездецы» с копьём (отсюда – название разменной монеты – «копейка»). А Коломна после опричного погрома 1568 года утратила свой «столичный» статус и никогда уже не смогла достигнуть прежнего величия. Она превратилась в провинциальный город, который лишь грезил о прежней славной истории да фантазировал по поводу своих загадочных артефактов.

Что таит белокаменный рельеф

Тем временем храм Иоанна Предтечи в Городищах постоянно перестраивался. В XVI веке его в очередной раз поновили: переложили верхнюю часть от половины стен, увенчав святыню трёхлопастным завершением с тремя главами. При этом звонница находилась здесь же, на четверике, на двух столпах. Позднее с запада поставили шатровую колокольню, и в 1870-е годы храм и шатёр соединили обширной трапезной в духе позднего классицизма.

Лишь «Батыева печать» не давала покоя исследователям. Н.Д. Иванчин-Писарев в 1830-е годы в связи с ней поминал «китайских драконов», столичные археологи начала ХХ века обозвали белокаменный рельеф «чугунной плитой». А известный советский историк архитектуры Г.К. Вагнер вообще считал рельеф работой XVI столетия, тем более что единорог, как известно, находился на печати Ивана Грозного. Правда, учёный недоумевал, как рельеф грозненского времени оказался в стене на растворе XIV века.

В свою очередь, некоторые энтузиасты-краеведы решили, что пресловутая «библиотека Ивана Грозного» погребена возле этого храма, а «единорог» отмечает место этого книжного клада.

Роман СЛАВАЦКИЙ

Продолжение в №9/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 34 — 37

 

Похожие статьи:

Теги: , ,