Древние религиозные мифы по-прежнему наполняют наше подсознание и продолжают оказывать на современного человека огромное влияние.

Что делает нас, людей, такими особенными и неповторимыми на фоне тысяч других видов живых организмов?

В XIX веке Фридрих Энгельс высказал предположение, что «труд сделал из обезьяны человека». Он имел в виду способность людей уже в глубокой древности создавать и использовать примитивные орудия труда, что развило абстрактное мышление и сформировало способность к творчеству.

Но вот незадача: последние исследования доказывают, что многие виды приматов тоже используют орудия труда и совместно работают для достижения общей цели. Нет, этот критерий не подходит.

Другое мнение: человека выделяет из животного мира особое отношение к игре; лишь гомо сапиенс способен к формам игрового поведения на протяжении всей жизни, тогда как животные, взрослея, быстро утрачивают к играм всякий интерес.

Но и эта гипотеза не оправдалась: оказалось, вся жизнь дельфинов представляет собой игру. Да и наши ближайшие родичи шимпанзе склонны к играм не меньше людей.

Казалось бы, вопрос неразрешим. Ведь даже создание огромных сообществ и преобразование природы – это не уникальное свойство человека! Посмотрите на муравьёв и термитов…

Психологи заявляют, что нашли ответ: человек отличается от животных способностью к религиозно-мифологическому мышлению. Ибо ни одно другое существо не создаёт религиозных концепций и не склонно воспринимать реальность в категориях мифа.

Как природа – не паровая машина, так и человеческий мозг – не набор нейронных микросхем и шестерёнок. Мифологическое мышление человека, непосредственно связанное с мистическими озарениями, – вот основа, на которой выросло всë здание мировой культуры.

Но что же такое миф? Говоря просто, классическая мифология – это набор древних рассказов о подвигах богов и героев, это вымышленная история, претендующая на правдивость.

Философ А.В. Ставицкий пишет: «Вся система общения человека с природой, вещами, книгами, людьми умершими и живыми, обществом и даже Богом в той или иной степени строится на мифах». Сами того не замечая, мы общаемся друг с другом посредством мифов, внося в них те искажения, которые позволяют понять нас так, как мы того желаем. Все мы живëм среди мифов и сами творим новые – религиозные и социальные, добрые и ужасные. И так – десятки тысяч лет.

Продолжение читайте в февральском номере (№2/2021) журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Михаил Жаровский, религиовед

Фото Shutterstock.com