clip_image002

Вокруг неандертальцев вновь разгораются споры. Неужели первые пещерные галереи были созданы ими? Какую роль в развитии искусства сыграли женщины?

Пещера Шове в Южной Франции – один из самых известных и древнейших памятников первобытной живописи. В этой галерее каменного века, обнаруженной всего 21 год назад, сохранилось более 470 изображений животных и других рисунков. Ими покрыты стены просторных залов, образующих пещеру. Нарисованные древесным углём и охрой картины созданы от 32 000 до 35 000 лет назад. Это настоящий доисторический зверинец: мамонты, дикие лошади и, конечно же, быки, быки…

Но среди этих фигурок с какой-то назойливой настойчивостью появляются «автографы» бесписьменной эпохи, оставленные безвестными художниками: многочисленные отпечатки ладоней и так называемые «негативы» ладоней. Присутствие последних заставляет отбросить мысль о нелепой неряшливости художников каменного века, якобы так и норовивших опереться о стену перепачканной в краске пятернёй. Подобные «негативы» надо было постараться сделать: приложить руку к стене, а затем, взяв другой рукой соломинку, приставить её к краю ладони и выдувать краску, постепенно очерчивая контур ладони.

Мелькающие среди сцен охоты отпечатки, разумеется, наводят на мысль, что их оставили мужчины или юноши – те, кому по статусу полагалось отправляться на поединок с мамонтами и быками. Подобные автографы часто встречаются и в других пещерах Южной Франции и Северной Испании – там, где когда-то достигло расцвета искусство каменного века. Однако две неожиданные гипотезы, появившиеся в последние годы, заставили учёных задуматься о происхождении таких рисунков.

Александр Волков

Окончание в №11/2016 журнала «Чудеса и приключения», стр. 58 — 63