В голубой гостиной музея-заповедника «Тарханы» Пензенской области почётное место занимает картина «Кавказский вид возле селения Сиони» кисти Михаила Лермонтова. Поэт подарил её любимой бабушке после первой ссылки на Кавказ.

По свидетельству троюродного брата Лермонтова, Акима Шан-Гирея, рисовать Миша начал раньше, чем писать стихи. Об этом свидетельствует работа «М.Ю. Лермонтов в возрасте 3–4 лет», выполненная неизвестным художником, вероятнее всего, крепостным. Это самый ранний портрет Михаила Юрьевича, на котором он изображён чертящим что-то на грифельной доске с зарисовками в руках.

С крестьянами родного села Тарханы (ныне – Лермонтово – прим. авт.) великий поэт всегда дружил. А в детстве часто защищал их перед бабушкой. Согласно одной из сложенных о нём легенд, однажды, когда она повелела наказать дворовую девушку, Миша заявил, что не позволит её бить. И бабушка отменила наказание.

Поэтому вполне возможно, что какой-нибудь талантливый крепостной запечатлел мальчика за любимым занятием. Тем более что портрет выполнен с особой теплотой, которую питали к нему крестьяне.

Вместо стихов

Занятия живописью в ту пору были обязательны для представителей дворянства. Однако Лермонтов проявлял к ним особый интерес. Азы рисования ему показал художник Александр Солоницкий. А затем Михаил продолжил брать уроки у художника Петра Заболотского.

Именно тот, по заказу бабушки поэта, написал портрет юноши незадолго до его первой ссылки на Кавказ в 1837 году. Лермонтоведы и сейчас признают, что эта работа наиболее точно отображает внешность Михаила Юрьевича. Впрочем, ничего удивительного. Учитель и ученик, Заболотский и Лермонтов хорошо знали друг друга.

Тому, что рисование со временем превратилось в страстное увлечение Лермонтова, во многом способствовала бабушка. Боясь за внука, она просила его не писать стихов, и тот стал рисовать карикатуры. К сожалению, они, как и большая часть работ, до нас не дошли. Но и то количество, что сохранилось, впечатляет: около 500 рисунков и набросков, более 50 акварелей, свыше 10 картин маслом.

Герцог явился во сне

Первое известное живописное произведение – «Портрет герцога Лермы», написанное в 1832–1833 годах для действительного статского советника Алексея Лопухина. На полотне он повторил рисунок, ранее выполненный углём на оштукатуренной стене в доме Лопухиных. Сам Лермонтов признался Алексею Александровичу, что увидел образ этого человека во сне. Это был герцог Лерма, фаворит испанского короля Филиппа III. Именно его Лермонтов считал одним из своих предков. Возможно, испанский герцог на самом деле явился ему во сне. Кто знает? Сходство удивительно.

Но вот подтверждений тому, что среди предков поэта были испанцы, нет. Учёные считают более вероятным наличие у поэта шотландских корней, хотя прямых документальных свидетельств нет и этому. Зато, согласно исследованиям британских учёных, характеристики Y-хромосомы потомка Михаила Юрьевича являются типично кельтскими. По наиболее распространённой версии Лермонтовы были потомками шотландского барда XIII века Томаса-Рифмача. А родоначальником рода в России стал Георг Лермонт, шотландский наёмник, поступивший на службу к русскому  царю Михаилу Фёдоровичу к 1613 году. Но оставим родословную поэта и вернёмся к его живописи.

Если «Портрет герцога Лермы» – первое известное полотно Лермонтова, «Кавказский вид возле селения Сиони» – одно из самых больших и лучших. Считается, что он написал его в 1837 году, во время первой ссылки на Кавказ, куда его отправили за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели Александра Пушкина. А уже год спустя Михаил подарил картину бабушке. С тех пор она и находится в Тарханах.

Многим картинам Лермонтова предшествовали карандашные зарисовки, сделанные на месте. Для этой работы подготовительным рисунком мог служить тот, с которого он выполнил автолитографию «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Работы эти очень похожи. Только в отличие от автолитографии на картине нет храма.

Юлия Скопич

Целиком статью можно прочитать в №7/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,