В калужской глубинке, по соседству со знаменитым музеем-заповедником Полотняный Завод, открылся уникальный арт-объект — Бузеон. Это единственный на всю Россию музей истории бумажного дела.

Именно на них, белоснежно-белых бумажных страницах и издаётся каждый номер журнала «Чудеса и приключения», как, впрочем, и все остальные печатные СМИ, а также тетрадки, дневники и книги. Как рождалось производство бумаги в незапамятные времена и в древнем мире, и триста лет назад в России — в имении Гончаровых на берегу реки Суходрев, рассказывает экспозиция музея истории бумажного дела.

Открытие Бузеона (название расшифровывается просто: «бумага + музеон») состоялось в знаковый, 300-летний юбилей Полотняно-заводской бумажной мануфактуры, ведущей свою историю с петровских времён – с 1718 года. Кажется невероятным, но за века своего существования эта старейшая бумажная фабрика России не только не прерывала своей деятельности, но и сохранила профиль производства. Кульбиты истории зачастую просто поразительны. Полотняный завод, давший когда-то название и возникшему вокруг него поселению, и связанному с именем Александра Пушкина и его супруги имению, давным-давно канул в Лету. А бумажная фабрика, бывшая первые годы своего существования вспомогательным, побочным, по сути, предприятием, к основному производству полотна (парусины для нужд армии и флота), уже в правление племянницы Петра Великого Анны Иоанновны стала одной из крупнейших в Европе. В екатерининскую эпоху за высокое качество производимой продукции бумажная фабрика полотняного завода удостоилась почётного звания поставщика двора её императорского величества.

В наши дни оснащённая современным оборудованием и чтущая древние традиции Полотняно-заводская бумажная мануфактура великолепно себя чувствует. Ассортимент выпускаемой калужской фабрикой продукции очень разнообразен. Это и самые различные виды и сорта бумаги и картона, а также тетради, блокноты, альбомы для рисования, наборы для художественного творчества, записные книжки и многое другое. Всех изделий и не перечислишь, ибо их более 500 видов. Накануне открытия Бузеона на Полотняно-заводской бумажной мануфактуре была выпущена 14-миллиардная тетрадь. Ежегодно бумажная фабрика выпускает свыше 220 миллионов тетрадей! Кстати, малоизвестный, но от этого тем более примечательный факт: в XIX столетии Калужская губерния была центром бумажного производства в Российской империи. На её территории действовало целых 14 бумажных мануфактур и фабрик. Такой концентрации производства бумаги в тот период не было ни в одном из регионов страны.

Для создания современного музейного комплекса было отреставрировано 1250 квадратных метров исторического здания Полотняно-заводской бумажной мануфактуры. Тут всё пропитано седой древностью и какой-то старинной основательностью: кирпичные стены двухметровой толщины, сводчатые потолки, массивная крепёжная балка над проёмом, отлитая на одном из демидовских заводов.
Отрадно, что поток туристов в этот необычный музей стабильно растёт: только за первый год существования Бузеон посетили свыше 20 тысяч человек. Именно здесь многие из них впервые с удивлением узнают, что бумага была изобретена на Востоке, в Китае. Когда-то давным-давно в нашей стране её делали из отходов текстильной промышленности — этим обстоятельством и было обусловлено расположение бумажной мануфактуры в Полотняном Заводе. Затем технология производства изменилась, и ныне бумагу делают из отходов древесины.

Один из залов музея рассказывает об исторических этапах производства бумаги. Здесь стоят действующие листоотливная и бумагоделательная машины. По старинным чертежам воссоздан также действующий макет водяной мельницы XVIII столетия, на которой измельчалось сырьё для производства бумажной массы. В ходе одного из музейных мастер-классов, во время яркой и красочной демонстрации этого этапа производства бумаги, юные и взрослые посетители Бузеона приходят в неописуемый восторг! А возможность отлива в стенах музея собственного листа бумаги с самыми что ни на есть настоящими водяными знаками или изготовление тетради с персональным дизайном —разве это не маленькое чудо?!

Андрей Рябинин