В преддверии Пасхального Воскресенья многие посетители Астраханского Краеведческого музея обращают внимание на необычный экспонат, связанный с кровавой эпохой Смутного времени.

Представленная в экспозиции Астраханского Краеведческого музея уникальная плащаница, также называемая «воздух», была изготовлена в мастерской князя Михаила Андреевича Верейского (ум. 1486 г.) – внука Дмитрия Донского. Верейский был женат на Елене Ярославне Боровской, которая принимала участие в шитье воздуха, предназначенного для московского Архангельского собора.

Польский путешественник Самуил Маскевич, посетивший московский Архангельский собор в 1611 году, писал: «В числе других храмов замечательна церковь Михаила Архангела; здесь погребают царей. При каждой гробнице находится изображение умершего, частью на стене, частью на самом гробе, вышитое по бархату. Есть там и чудный воздух, вышитый княгиней Алёной…».

По православной традиции в конце вечерни Великой Пятницы эта реликвия с изображением евангельских сцен выносилась на середину храма для поклонения верующих и оставалась там до пасхального богослужения, после чего уносилась в алтарь. Но в 1612 году плащаница была похищена Мариной Мнишек, бежавшей после смерти Лжедмитрия II вместе с атаманом Иваном Заруцким из Москвы в Астрахань.

Террор беспощадного Заруцкого в Астрахани вызывал растущее недовольство горожан. Атаман, в сопровождении небольшого отряда казаков и Марины Мнишек, предпринял попытку бегства из Астрахани, но был настигнут отрядом служилых людей. Авантюристам тогда удалось бежать, но на поле боя остался обоз с награбленным. Среди клади оказалась и плащаница из московского Архангельского собора, которую решено было вернуть в Астрахань. Опись Успенского собора гласит: «Сия плащаница досталась в добычу после поражения И. Заруцкого с Мариною в Красном Яру и в знак памятной победы принесена воеводою, князем Голицыным, в дар Кафедральному собору…». Плащаница поступила в фонды Астраханского губернского музеума в 1914 году.

В центре плащаницы изображено три основных библейских сюжета: «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение Христа». Все эти группы изображений имеют в основании запись «Лета 1466 года княгиня Олёна вышила сей воздух великому архистратигу Михаилу, князю Михаилу Андреевичу и его княгине и их детям».

В сцене «Снятие с креста» фигуры святых как бы сгибаются под тяжестью ноши, двигаются сверху вниз, от креста к Логину-сотнику. В центре, по горизонтали, лежит тело Христа, к его голове приникла Богоматерь. Окружают гроб скорбные фигуры жён-мироносиц, Иоанна, Иосифа и других апостолов.

Резким контрастом печальным согнувшимся фигурам «Положения в гроб» является композиция справа – «Воскресение Христа». Отталкиваясь от камня, Христос взмывает вверх.

Теги: