В сентябре нынешнего года в старинном городе на Оке – Касимове состоялись торжества, посвящённые столетию начала формирования коллекций местного историко-культурного музея-заповедника. Это собрание артефактов поражает своим разнообразием и ждёт дальнейших исследований.

Посетив в один из погожих летних дней главный музей уютного рязанского городка, мы воочию убедились как в богатстве его фондов, так и в том, что касимовский музей шагает в ногу со временем, используя современные медийные технологии для продвижения историко-культурного потенциала провинциальной России.

Музей в Касимове – во многом удивительный. Начнём с того, что расположен он в старинном и роскошном трёхэтажном купеческом особняке некогда знатного касимовского семейства Алянчиковых. В этом родовом гнезде с портиками, колоннами, бельведером и огромным хозяйственным двором, построенном в самом центре города разбогатевшим на винных откупах купеческим семейством, несколько поколений Алянчиковых, сменяя друг друга, прожили почти весь девятнадцатый век. По весьма популярной версии этот огромный дом был построен по проекту Ивана Сергеевича Гагина (1771–1844), уникального в своей самобытности касимовского архитектора-самоучки. Кстати, по его же чертежам был сформирован и ансамбль касимовской Соборной площади с торговыми рядами. Кстати, музей делит дом Алянчиковых (хотя хочется назвать его скорее дворцом, настолько он огромен) с жилыми квартирами, расположенными в его флигелях. И хоть и говорят, что человек ко всему привыкает, но жить по соседству с музеем – ощущение наверняка особенное.

Знакомясь с находящимися внутри музейными сокровищами, посетитель найдёт для себя немало интересных и любопытных диковин из прошлого. Вот деревянная резная фигура монаха-летописца из усадьбы купцов Барковых. Невероятно, но в советское время многие годы эта объёмная скульптура стояла в Ханской мечети! Ныне же в мечети расположена музейная экспозиция, посвящённая культуре и быту касимовских татар. А в тёплое время года любой желающий может подняться по узким старинным каменным ступеням на двухъярусный минарет XVI века с остроконечным, стрельчатым куполом, с которого открывается потрясающий вид на окрестности города.

А вот самый что ни на есть настоящий трон, на котором сидела последняя правительница удельного Касимовского царства Фатима-Султан (1679–1681), женщина воинственная и грозная. Хотя по современным меркам троном это «кресло» можно назвать с большой натяжкой. Правила Фатима-Султан сурово, а развлекаться любила тем, что для торжественного выезда в свет впрягала в свою повозку представителей знатных семейств города. Красивая легенда повествует нам о том, что когда настала очередь впрягаться в повозку для очередных представителей знатного касимовского татарского рода, они взбунтовались, отказавшись подвергать себя унижению. Тогда в гневе Фатима-Султан назвала их «алянами», что значит «непокорные». По старинному преданию, именно от тех «алянов» и пошёл касимовский род Алянчиковых, в доме-дворце которого находится теперь музей. Действительность же, как нам рассказала научный сотрудник касимовского музея Александра Солодовникова, оказалась, как это часто бывает, куда более прозаичной: в первую купеческую гильдию Алянчиковы были включены в 1807 году. А во время правления Фатимы-Султан они считались, скорее всего, самыми что ни на есть обычными горожанами.

Дмитрий Зелов

Фото автора

Целиком статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №9/2019

Теги: , , ,