По территории государственного музея-заповедника Сергея Есенина, расположенного на родине поэта в селе Константиново Рязанской области, можно ходить долго. Музей включает в себя несколько зданий, связанных с разными событиями его жизни. Но мы остановимся в доме, где находится уголок поэта.

Здесь всё сохранено в том виде, какой был при жизни Сергея Александровича. У окна стоит деревянная кровать с лоскутным одеялом. Рядом с ней – сундук, где Есенин хранил книги любимых писателей. На столе – лампа с зелёным абажуром, при свете которой он писал стихи. Над ним – семейные фотографии и «Похвальный лист»: «Дан сей ученику Константиновского сельского училища Рязанского уезда Есенину Сергею Александровичу за весьма хорошие успехи и отличное поведение, оказанные им в течение 1908/9 учебного года».

Несмотря на то что в начале XX века Константиново являлось довольно большим селом, в каждом из четырёх классов земской школы насчитывалось не более 10–12 учеников. Это потому, что не все крестьянские дети имели возможность учиться. Да и те, что имели, вынуждены были делать перерывы в учёбе, когда того требовала пахота и другие сельскохозяйственные работы.

Сергей Есенин поступил в школу в 1904 году. Его первым учителем стал Иван Власов, человек хорошо образованный, стремившийся привить детям любовь к литературе. Вместе с женой Лидией Ивановной он сумел из ничего создать школьную библиотеку, в которой Сергей был частым гостем. Кстати, именно Ивану Матвеевичу будущий поэт показывал свои первые стихи, которые тот, впрочем, не одобрял, считая сочинительство пустым делом.

Супруги Власовы старались держать озорного Есенина в строгости. Он чаще всех стоял в углу. При этом, хоть и занимался мало, однако на занятиях отвечал намного лучше одноклассников. Всё потому, что много читал и имел отличную память.

«Я вот смотрю, – говорила ему мать Татьяна Фёдоровна, – ты всё читаешь и читаешь, брось ты свои книжки, читай, что нужно, а попусту нечего читать». И добавляла: «Вот так в Федякине (соседнем селе – прим. авт.) дьячок очень читать любил, всё читал, читал и до того дочитался, что сошёл с ума». Правда, «бросить свои книги» у Есенина не получалось.

Четверо из одиннадцати

Обратим внимание на каллиграфическую надпись в похвальном листе: «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». Вот только поведение Сергея было далёким от идеального. В третьем классе из-за озорства мальчика даже оставили на второй год. Какое уж тут «отличное»!

Есенин часто выступал зачинщиком. Однажды в начале зимы, во время большой перемены он предложил одноклассникам покататься на льду реки. Они согласились, да так увлеклись, что не заметили, как закончилась перемена. В школу вернулись только к концу урока. Когда учитель спросил, где были, ребята сказали правду, а Сергей признался, что выступил организатором. Учитель оставил всех после уроков и дал провинившимся задание переписать несколько предложений в тетради.

И этот случай был не единичным. Что же касается «хороших успехов» в учёбе, сохранился «список учащихся Константиновского училища Рязанского уезда, подвергнутых испытанию при окончании в оном курса в мае месяце 1909 года». Из одиннадцати учеников испытания на «пять» выдержали четверо. Среди них – Есенин. Так что можно смело заявить, что в учёбе успехи были отличными.

Но почему же в похвальном листе значится наоборот? Скорее всего, формулировка была стандартной. Хотя, может, учителя надеялись, что так он возьмётся за ум? Или после того, как его оставили на второй год, поведение на самом деле улучшилось? Правда, в последнее верится с трудом…

Теперь о тех, кто подписал Есенину похвальный лист. Одна из подписей принадлежит Ивану Власову. Здесь всё логично. Ведь он был первым наставником мальчика. Другая подпись – Ивана Кулакова, местного помещика, отца Лидии Кашиной, которая впоследствии стала прототипом главной героини поэмы Есенина «Анна Снегина».

Причём здесь он?

Продолжение читайте в №4/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Юлия Скопич

Теги: , ,