В нынешнем году будет отмечаться 840-летие первого упоминания в летописи подмосковного города Коломны. Но на самом деле история города восходит к неолитическому поселению возрастом около 12 тысяч лет.
Уже несколько веков Коломна – стольный град Московской епархии, кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. А ещё город славится своим величественным кремлём. Сколько загадочных и страшных событий запечатлелось в мистической летописи коломенской цитадели! Но, пожалуй, самое таинственное место Коломенского кремля – храм Воскресения Словущего на Соборной площади.
СВЯЩЕННЫЙ КОВЧЕГ
Нынешняя Воскресенская церковь выстроена на рубеже XV–XVI веков Иваном Великим как памятник свержения золотоордынского ига (1480). Но этот каменный ковчег скрывает ещё более древнюю святыню! В XIV столетии тут находилась деревянная домовая церковь великокняжеского дворца. Здесь-то в январе 1366 года совершилось таинство браковенчания Димитрия (будущего Донского) и Евдокии.
Сам дворец был выстроен ещё предшественниками Димитрия Ивановича, не позже середины XIV века. Но именно при Донском коломенская резиденция стала свидетелем важнейших событий российской истории. Не зря летописцы именовали Коломну «любимым градом» Димитрия Донского. Ходят рассказы, что он даже родился в окрестностях Коломны, где располагались вотчины его матери – Александры Васильевны Вельяминовой.
Свадьбу сыграли ровно 650 лет назад. Но выбор места для этого события был обусловлен не только любовью юного князя к своей родине. Москва в тот год была опустошена эпидемией и пожаром. А коломенский дворец стоял нетронутым и был готов принять роскошную церемонию княжеского венчания.
С тех времён до нас дошла единственная икона, «Воскресение – Сошествие во ад». Образ, пред которым молились Димитрий и Евдокия, ныне хранится в Третьяковской галерее, а в коломенском храме находится его точная копия.
Ещё в начале XIX века показывали реликвии, связанные с 1366 годом: «кресло Димитрия Донского», ковшец, в котором якобы подавали княжеской чете брачный «перепой» (венчальное вино, которое супруги пьют во время совершения таинства), два старинных венца. Сегодня мы уже не сможем сказать, насколько реальны легенды, связанные с этими предметами. Вещи сии утрачены в пору гонений и смут…
Но само существование таких преданий характерно! Даже корону на кресте, водружённом над храмовой главой, старожилы истолковывали как знак княжеского венчания. Бытовала уж совсем забавная легенда о подземном ходе, которым Димитрий и Евдокия вышли за Коломенский кремль на брачный пир. С чего бы им выходить из крепости, да ещё под землёй, когда рядом – великолепная великокняжеская резиденция?!
Впрочем, с теми временами связана далеко не весёлая, а скорее, зловещая история.
Роман Славацкий
Продолжение в №1/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 22 — 27