РождествоКак читать икону «Рождество Христово»

 В Евангелиях об этом событии говорится кратко. Но на протяжении веков возникали легенды, народные духовные стихи и предания. В этой древней апокрифической (то есть имеющей в основе слухи) литературе встречается подробное описание вертепа – так раньше называли пещеры, – где разместилось Святое семейство, и убогой обстановки места рождения Младенца Христа.

 Невыносимое испытание

В IX веке сформировалась зримая картина Рождества Христова: пещера, служившая хлевом для скота; в глубине её – кормушка (ясли), где на соломе в белых пеленах лежит Богомладенец. Над ним нависает непроглядная темень Вифлеемской пещеры, в центре которой он действительно сияет как небесная жемчужина.

Земное воплощение Бога началось и кончилось уничижением. В человеческом жилище не нашлось места для его рождения! И казнили его как особо опасного преступника, позорной и мучительной казнью. Не забудем и о том, что именно в пещеру было положено тело запеленатого по погребальному обычаю мёртвого Христа после распятия. Таким образом, место его рождения одновременно является символом неизбежного каменного гроба.

Центральная фигура на рождественских иконах – несомненно, Богородица. Ведь она, как новая Ева, стала матерью обновлённого человечества. Богоматерь противопоставляется крохотной фигурке Христа, «умалившего Себя человек ради». Иногда её изображали полусидящей, желая сказать, что она не испытала обычных страданий роженицы. Но чаще её вид выражает огромную усталость. Она лежит, отвернувшись от Младенца и прозревая будущие крестные страдания Сына. Фигура её всегда величественна, а её огненно-красное ложе символизирует торжественность момента.

Иосиф сидит поодаль, ссутулившись в глубокой задумчивости. Русский философ князь Евгений Трубецкой в своей работе «Три очерка о русской иконе» писал: «В душе праведного Иосифа живёт всё то же человеческое, чересчур человеческое понимание любви и счастья… Тайна рождения «от Духа Свята и Марии Девы» в рамки этого понимания не умещается, а для ветхозаветного миропонимания это – катастрофа, совершенно невообразимый переворот, космический и нравственный в одно и то же время. Как же вынести простой, бесхитростной человеческой душе Иосифа тяжесть столь безмерного испытания!»

 Звезда освещала им путь

Часто на иконах перед Иосифом можно увидеть согбенного старца с посохом – это, по уверению толкователей, дух сомнения, «диавол во образе пастуха, – пишет далее Трубецкой. – Пастух указывает ему на кривую, суковатую палку; а Иосиф изображается на различных иконах то в состоянии тяжкого раздумья, то сомневающимся и как бы прислушивающимся к искусителю, то с выражением глубокого отчаяния и ужаса – почти безумия».

Иногда старца с посохом можно увидеть даже с рожками или хвостиком. Апокрифическое предание гласит, что дьявол, искушая Иосифа, шептал ему: «Как из этой сухой палки не может быть листвы, так у Девы не может быть потомства». И тотчас палка процвела!

Дмитрий Ростовский (1651–1709) пишет, что к яслям были привязаны вол и осёл (в Евангелиях они не упомянуты). В Ветхом Завете они считались «чистыми» животными. По апокрифам, Иосиф привёл их с собой из Назарета. На осле ехала Дева Мария. Вола же вёл Иосиф, рассчитывая продать его и выручить деньги на пропитание семьи в Вифлееме. Вол и осёл часто изображаются рядом с яслями: своим тёплым дыханием они согревают Богомладенца в зимнюю ночь. То есть, во-первых, безмолвно служат Богу; во-вторых, символизируют собой упорство (осёл), покорность и трудолюбие (вол); в-третьих, служат аллегорией жизненных сил природы.

Нина Яхонтова

Продолжение читайте в январском номере (№1, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: ,