В эпоху сверхскоростей, космических полётов и неограниченных телекоммуникационных возможностей, на пороге создания искусственного интеллекта истинные человеческие ценности остаются теми же, что были почти тысячу лет назад.

В баснословно далёкую эпоху – в середине 1170-х годов – Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф написал для правителя города Эрзинджан грозного Бахрам-шаха свою первую поэму «Сокровищница тайн». Это красивое, наполненное философскими притчами произведение, как ни удивительно, актуально и в наши дни. Персидский поэт начинал слагать витиеватое повествование с темы справедливости правителя, постепенно переходил к общечеловеческим ценностям, а заканчивал… проблемой бережного отношения человека к природе и любви к животным. С тех пор прошло восемь столетий, давно уже нет и государств, правителям которых посвящал в своё время поэмы и панегирики ибн Юсуф, а темы честности, бескорыстия, милосердия, правого суда, вдумчивого отношения к близким людям и окружающему миру остаются востребованными.

Сам же персидский классик теперь считается выдающимся азербайджанским поэтом и широко известен не только в исламской, но и в общемировой культуре как Низами Гянджеви (около 1141 – около 1209 гг.). Чтобы было понятнее, Гянджеви – это город, где родился, большей частью жил и похоронен в сохранившемся до наших дней помпезном мавзолее поэт, за покровительство которому в те времена буквально боролись многие властители среднеазиатского мира. В нынешнем году одним из центральных событий в культурной жизни России и Азербайджана станет празднование 880-летия со дня рождения Низами Гянджеви. И первым шагом в праздновании юбилея стала великолепная выставка «Сюжеты и образы Низами» в Государственном музее Востока, которая открылась при поддержке Фонда Гейдара Алиева. В ней также принимают участие Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, музей-усадьба «Архангельское» и Фонд Марджани.

На выставке представлено 57 музейных предметов: рукописи, миниатюры, графика и живопись, а также предметы быта. Они демонстрируют поистине безграничное влияние, которое оказало и продолжает оказывать творчество Низами на изобразительное искусство.

Знаменитый поэт оставил потомкам корпус поэтических произведений, обычно называемый «Хамсе» («Пятерица»). В него вошли пять самостоятельных поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандар-нама». Путешествия и битвы, любовь и страсть, разлуки и встречи – захватывающие сюжетные линии и яркие герои произведений Низами и сейчас выглядят необыкновенно современно и интересно. Поэт никогда не изменял себе: его поэмы населяют благородные цари, сильные, отважные женщины, истории приправлены изрядной долей тонкого юмора, и всегда ощутимо стремление автора донести до человеческих сердец максимы честного поведения в этом мире.

Гуманистические идеи и эстетические образы Низами понимались и художественно осмысливались в культуре Азербайджана и других стран в Средневековье и в новое время. Эта традиция достаточно устойчива: чтобы зрители легче угадывали сюжет, художники выбирали круг любимых историй с привычной композицией. Сцены встречи влюблённых, охоты и битв, пиров и увеселений сменяют сюжеты отшельничества и мудрых бесед. Они возникают на страницах рукописей и на коврах, изразцах и сосудах. Выставка в Музее Востока позволяет зрителю постепенно «прочитывать» каждую из поэм, а изображённые сюжеты имеют синопсис и поэтическое сопровождение. Особенное впечатление производят книги с миниатюрами, созданные пять и более столетий назад, старинные гобелены, краски которых не померкли за века, картины признанных мастеров. Так, легендарное полотно «Искандер и отшельник», относящееся к «персидской серии» Н.К. Рериха (1938 г., холст, темпера, собрание Государственного музея Востока), иллюстрирует воспетую поэтом историю об Александре Македонском. Полководец попросил у мудреца молитвы, сила которой могла бы разрушить стены неприступной Дербентской крепости. В итоге крепость пала. А Искандер доказал своему непобедимому войску превосходство духовной силы над физической.

Автор: Виктор Калугин