Почему современные люди, живущие в разных странах обоих полушарий нашей планеты, продолжают заниматься магией и практикуют древние ритуалы, возрождающие мистерии Изиды, Деметры и Диониса? Чем не устраивает людей такая устоявшаяся на первый взгляд мировая религия, как, например, христианство? Сегодня мы начинаем серию публикаций на тему альтернативных религиозных воззрений и приглашаем вас, наши дорогие читатели, к взаимному диалогу ради поиска Истины.

Обретение Божьего царства

В первом веке нашей эры в Палестине родился выдающийся проповедник – Иисус, по прозвищу Назарей. Его речи повели за собой обделённых и униженных, ищущих искупления и покаяния. Первое время христианство было маргинальной религией, подвергавшейся гонениям со стороны властей. Но уже через несколько сотен лет церковь Христа стала оплотом римского государства. Император Константин на первом Никейском соборе в 325 году сделал христианство официальной религией Рима, и христиане из преследуемых тут же превратились в непримиримых гонителей приверженцев других религий. За очень короткое время, примерно за два столетия, в римской Эйкумене были уничтожены или вытеснены за её пределы все религиозные конкуренты, которых было немало. Языческие религии, предшествовавшие Христу, формировались в течение многих тысячелетий, а христианство прошло путь своего взросления очень быстро, всего за пару сотен лет. Возникает вопрос: а с чем это связано? Ответ найти несложно. Новая вера вобрала в себя мифологические сюжеты и религиозные представления древних народов. Питательная среда монотеистического иудаизма, из которого появилось раннее христианство, соединилась в нём с античной философией Платона и Аристотеля. Культы Митры и Осириса также внесли свою лепту, но самое значимое влияние оказали древние мистерии. Первые христиане были мистиками, ищущими соединения с Богом, а не послушными прихожанами деревенской церкви. В рамках новой религии существовала как внешняя, так и внутренняя эзотерическая традиция. Выдающийся христианский богослов III века Ориген приводит слова Иисуса, относящиеся к тайному знанию: «Когда же он остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: «Вам дано знать тайны Царства Божия, а тем внешним всё бывает в притчах». В данном контексте Царствие Божие можно рассматривать не как определённое место или событие, которое должно свершиться в будущем. Каждый прошедший инициацию крещения Святым Духом уже пребывал в этом Царствии.

Тайна преображения

Апостол Павел, испытав озарение по дороге в Дамаск, уверовал в Христа, став его самым верным апостолом. Иудейский эзотерик, принадлежавший к фарисейской секте, после своего преображения стал христианским мистиком. Известно, что в первых общинах (эклесиях), основанных Павлом, крещение расценивалось как момент инициации. На неофита нисходил Святой Дух, делая его подобным Христу. Из посланий апостола известно, что в каждой общине были пророки, а также люди, говорившие в состоянии транса на незнакомых языках. Более того – первые христиане могли реально исцелять неизлечимо больных и творить чудеса. Свидетельств тому великое множество.

Мост через пропасть

К сожалению, после государственного признания новой религии христианство очень скоро уклонилось от мистических традиций древности. Инициатическая практика сменилась формальным крещением, а непосредственное общение с Богом было подменено церковным богослужением. Между человеком и Христом разверзлась онтологическая пропасть, единственным мостом через которую провозглашалась ортодоксальная, чётко структурированная церковь. 

Христианство победило, но наряду с ним продолжила существовать малая традиция, чтившая иных богов. Несмотря на гонения, среди людей передавались запрещённые магические трактаты и предания, отразившиеся в гностической религии и в произведениях алхимиков. Можно точно сказать, что тайное знание просуществовало до наших дней, прорываясь искрящимся фонтаном на протяжении всего периода Средневековья. Святая инквизиция и создание ордена иезуитов были лишь реакцией церкви на существование традиции поклонения древним богам – не погибшим, но лишь ждущим своего часа. 

Период Возрождения в Европе показал интерес к античной культуре, и статуи героев греческих мифов потеснили иконы, украсив собой нефы христианских храмов. В это же время на Руси проявились похожие тенденции. Малая традиция вышла из тени, придав импульс изучению славянской культуры и религии. Однако это было только началом. И ХХ век стал тому ярким доказательным примером.

Зов предков

Карл-Густав Юнг оказался тем человеком, который смог показать всю значимость дохристианского мифа в жизни современного человека. Его теория коллективного бессознательного явилась отражением притязаний малой традиции на своё законное место. Выяснилось, что в подсознании каждого человека под спудом христианских догматов сохранился целый пласт мифологических представлений, доставшийся ему в наследство от далёких предков. Юнг никогда не говорил о действительном существовании древних богов, но в его работах подспудно просматривается тенденция к наделению психических феноменов свойствами реально действующих сущностей. Великий психолог не рискнул открыто заявить о наличии высших сил, которые влияют на судьбу человека. Однако повсеместное увлечение эзотерикой и мистицизмом в XX и XXI веках наглядно доказало склонность общества к мифологическому типу мышления. Мария-Луиза фон Франц, ученица К. -Г. Юнга, описывая свою психотерапевтическую практику, упоминает о многочисленных случаях, когда пациенту во снах являлись древние боги или их символы. Больные, страдавшие неврозами, будучи в жизни ревностными христианами, испытывали сильное психическое напряжение, ведь наследие предков продолжало жить в их подсознании. Избавление от болезни наступало лишь тогда, когда больной отказывался от христианских таинств и, пересмотрев свою жизнь, возвращался к архаичным ритуалам своего народа. Те же самые ощущения испытывали сибирские шаманы, принявшие христианство под влиянием русских миссионеров. Показателен случай, описанный этнографами в начале XX века. Бывший шаман рассказывал, что он видит свет Христа, исходящий с неба, и верит в нового бога, несущего спасение. Но духи предков были недовольны его отступничеством и постоянно напоминали об этом. Шаман долго болел, духи мучали его, и только возвращение к мистической практике рода вернуло ему здоровье и ясный рассудок.

Нам остаётся признать, что доминирование христианства на протяжении двух тысяч лет не смогло уничтожить мифологические архетипы, живущие в человеческом подсознании. Образы древних богов и богинь прочно засели в наших головах. Малая религиозная традиция, остававшаяся на задворках культурной жизни на протяжении многих веков, вышла на свет и заняла центральное место в современной духовной жизни. Патриархальное христианство, признававшее божественным только мужское начало, проиграло борьбу с человеческим естеством, тянущимся к мистериям Великой Богини.

Под присмотром высших сил

Современные люди, живущие в больших городах, пользующиеся всеми благами технической цивилизации, продолжают заниматься магией и практикуют древние ритуалы, возрождающие мистерии Изиды, Деметры и Диониса. Юнгианские психологи, филологи и этнографы, работа которых связана с исследованием древних писаний и измерений человеческого сознания, однозначно заявляют, что боги античности живы и продолжают действовать в наше время. Исполняя ритуалы, восстановленные на основе старинных магических и мистериальных текстов, можно установить с ними связь и получить отклик. Да и с психологической точки зрения человек, прошедший инициацию и получивший собственный трансперсональный опыт, является более целостной и устойчивой личностью, чем обычный обыватель, живущий лишь своими насущными проблемами. Так малая религиозная традиция, существующая намного больше, чем двухтысячелетнее христианство, становится источником вдохновения для современных эзотериков, магов и алхимиков, ищущих гармонии с миром и высшими силами. К чему это увлечение приведёт нашу цивилизацию – покажет время.

Михаил Жаровский,
религиовед

Теги: , , ,