Ровно 150 лет назад в своё первое плавание отправился легендарный британский чайный клипер «Катти Сарк».

Набрать команду на судно было непросто. Однажды владелец клипера Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму, летящую в короткой ночной рубашке на шабаш. Как раз в это время он задумывался о том, как назвать достраивавшийся корабль. Понравившаяся служительница сатаны, очень похожая на девицу из богатого семейства, которая накануне отказала ему в руке и сердце, «подсказала» соломоново решение. Хорошо зная, что моряки – народ суеверный, Уиллис решил назвать своё детище «Катти Сарк» – «короткая рубашка». По его мнению, это не должно было задеть суеверных мореманов, хотя на носу он велел укрепить именно фигуру ведьмы. Впрочем, замысел удался лишь отчасти – подлинных «морских волков» нанять так и не удалось. И многие годы клипер славился ещё и как суровая, но отличная школа для юнг, очень быстро становящихся настоящими моряками. Правда, есть и другая версия. Капитан якобы собирался назвать клипер «Морская ведьма» (Sea Witch), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал для названия прозвище юной танцующей ведьмы Нэн Короткая Рубашка – героини поэмы Роберта Бёрнса «Tam O’Shanter».

Клипер «Катти Сарк»

  • Водоизмещение: 935,8 тонн
  • Длина полная: 85,4 м
  • Длина корпуса: 64,8 м
  • Ширина: 11 м
  • Осадка: 6,7 м
  • Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м
  • Общая площадь парусов: 2980 м²

Как бы там ни было, но клипер получился знатный. Его спроектировал Геркулес Линтон специально для доставки чая из Китая к берегам Туманного Альбиона. Конструкция корабля была для той поры инновационной, по сути своей – композитной. Остов был изготовлен из чугуна, обшивка выше ватерлинии – из тика и особой породы вяза, а дно ниже ватерлинии обшито пластинами из сплава меди и цинка. Клипер, построенный компанией Scott & Linton в шотландском городе Дамбартон, был спущен на воду на реке Клайд 23 ноября 1869 года.

В середине XIX века чаепитие сделалось в Британии всеобщим увлечением. Благодаря широкому импорту из Китая, напиток стал доступен среднему классу и даже рабочим. Но чай стоил тем дороже, чем меньше времени проводил в корабельных трюмах. Особенно ценился первый чай нового урожая, и судовладелец, опередивший остальных, зарабатывал большие деньги.

В результате развернулось строительство клиперов – специальных кораблей для перевозки чая, конструкция которых была всецело подчинена скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, прочный корпус.

Втянутый в такую гонку новый клипер первое время особо не блистал успехами. Известность к «Катти Сарк» пришла лишь в 1872 году в результате состязания на скорость с клипером «Фермопилы». Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил», затратив на путешествие 122 дня. Но клипер всё же вошёл в историю благодаря тому, что после аварии его капитан Джон Моуди и команда не сдались, а приняли решение продолжить гонку. Сначала они управляли кораблём по ветру подручными средствами, а затем прямо в открытом море соорудили импровизированный руль и сумели дойти до финиша.

Настоящая слава пришла к клиперу, когда на капитанский мостик взошёл Ричард Вудгет. К тому времени «Катти Сарк», как и многие другие парусники, вполне могла оказаться «вне игры». Зависимые исключительно от ветров, парусники медленно, но верно проигрывали паровым судам. И тогда Вудгет решил тягаться с пароходами на длинных дистанциях, доставляя шерсть из Австралии. На длинном маршруте, фактически равном кругосветному путешествию, лёгкий быстроходный клипер, не нуждавшийся в пополнении запасов угля, легко обгонял тяжеловесных конкурентов, вынужденных менять маршрут для захода в порты на загрузку топлива.

Имея в распоряжении команду, наполовину состоявшую из подростков, Вудгет умудрился четыре года подряд выигрывать гонки между Австралией и Англией в среднем за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена «Катти Сарк» могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера. А те самые юнги, ушедшие в море под командой Вудгета, составили впоследствии цвет Британского королевского флота. После продажи клипера «Катти Сарк» португальцам в 1895 году Вудгет сошёл на берег и ни на каком другом судне больше в море не выходил, прожив остаток жизни на ферме в Норфолке. После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом, который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.

Судьба «Катти Сарк» сложилась вполне счастливо. В 1954 году клипер был поставлен на вечную стоянку в сухой док Гринвича. Полная приключений история клипера вдохновила дать имя «Катти Сарк» одному из сортов солодового виски – редкой бурде, по мнению автора этих строк. И великолепному цейлонскому чаю «Капитан Вудгет», попробовать который очень вам рекомендую, благо он иногда встречается в российских супермаркетах. Более того, клипер стал музеем! Правда, в 2007 году на борту корабля-музея вспыхнул пожар, который уничтожил около 80% всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Однако через пять лет корабль был восстановлен во всей своей красе, и в апреле 2012 обновлённую музейную экспозицию открыла сама британская королева Елизавета II. Восстановление корабля-легенды обошлось более чем в 50 миллионов фунтов стерлингов. Теперь этот музей – один из самых посещаемых в Англии. Кроме того, он держит уверенное первенство среди подобных кораблей-музеев, которых по всему миру насчитывается на сегодняшний день более шестидесяти. Экспозиция устроена так, что посетители могут пройти по палубам клипера, его трюмам, спуститься вниз и осмотреть его подводную часть. Дополняет экспозицию большая коллекция резных корабельных скульптур, которые также производят сильное впечатление. И хотя клиперу уже полтора века, он будет ещё жить и жить, ведь романтика морских приключений неискоренима в душе большинства людей.

Антон Бут

Фото © Shutterstock.com

Теги: , ,