В самом конце зимы, 25 февраля, все православные отмечают празднование образа Иверской Пресвятой Богородицы. Это удивительная икона, у которой есть своё мнение, свой взгляд и на мир, и на людей, и своё предназначение. В истории Руси чудотворная икона Иверской Богоматери не раз спасала, вдохновляла, укрепляла. Но вот загадка – все списки с неё из России исчезают…

Обречённая и спасённая

Непосредственно сама чудотворная икона Иверской Пресвятой Богородицы около тысячи лет находится в Иверской обители на горе Афон в Греции. Как рассказывает легенда, икона «пришла по морю сама от Иверския земли», а перед этим выпали на её долю страшные испытания.

Легендарная история отсылает нас в IX век, в царствование византийского императора Феофила (829–842 гг.). Это был не самый добрый и терпеливый правитель. Именно при нём в очередной раз вспыхнуло стихнувшее было иконоборчество, начались новые гонения, а как апофеоз – в 832 году вышел специальный императорский указ, запрещавший почитание икон.

Репрессии коснулись многих христиан, не желавших расставаться с драгоценными святыми образами, и среди них – скромная вдова из города Никеи, у которой хранился образ Богоматери. Когда это открылось, в её дом нагрянули вооружённые воины, чтобы изъять икону. Один из них ударил копьём по святому лику, и вдруг, к всеобщему изумлённому ужасу, из иконы потекла кровь. Вдове удалось уговорить устрашённых стражников подождать до утра, посулив за это деньги.

Однако денег у вдовы не было, и разговор о деньгах она затеяла лишь для того, чтобы спасти пресветлый образ от поругания и уничтожения. Ночью женщина вышла к морю и пустила обречённую икону по воде, уповая, что святая Богородица не оставит и поможет. И тут случилось ещё одно чудо – икона вдруг встала прямо и стремительно понеслась по морским водам на запад.

У вдовы был единственный сын, который тоже той ночью покинул дом, вняв уговорам матери: «Дорогое дитя моё, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла».

Через 15 лет этот мужчина примет постриг на святой горе Афон и поведает братии о чуде в его жизни: иконе с пронзённым ликом, несущейся по воде.

Сама вернулась

Историю об иконе со шрамом, пущенной по морю, афонские монахи рассказывали и пересказывали не одно десятилетие, и никто не подозревал, что пронзённый лик, блуждавший по водам, их сам найдёт.

Около 1004 года монахи из Иверской обители на Афоне однажды узрели на море огненный столб высотой до самого неба. Они немедля отправились к нему на лодке и с удивлением разглядели покачивающуюся на воде икону, но ещё большее изумление вызвал шрам на святом лике – точь-в-точь такой, о каком рассказывал когда-то давно один из братьев обители.

Однако, несмотря на своё чудесное явление, таинственная икона в руки даваться не собиралась – чем ближе подплывали иноки, тем дальше уходила она в море.

Монахи принялись усердно молиться, дабы Господь даровал удивительную икону их обители. Небеса, видимо, вняли истовым молитвам, потому как одному из самых благочестивых афонских монахов, старцу Гавриилу, во сне явилась Богородица с указанием: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Ранним утром радостные монахи с молебным пением отправились к морю, и праведный старец Гавриил уподобился Спасителю – пройдя по воде, как посуху, он принёс образ на берег. Монахи немедленно перенесли чудесную икону в соборный храм, но не тут-то было.
На следующее утро икона из храма исчезла. И после поисков обнаружилась… над монастырскими воротами. Её вернули обратно в храм, однако всё повторилось – икона вновь очутилась над монастырскими вратами. Монахи не знали, что и думать, но Богородица, вновь явившись во сне старцу Гавриилу, всё объяснила: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Монахам ничего не оставалось, как построить надвратную церковь в честь небесной Хранительницы их обители, где её святой лик пребывает и поныне. По месту своего явления на Афоне икону со шрамом стали называть Иверской, а второе её название – Портаисса, то есть Вратарница (Привратница).

Кто автор чуда

Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, при котором Отрок-Христос сидит на руках Богородицы. В Иверской иконе Христос протягивает к указующей деснице Богоматери свою правую кисть, сложенную в благословляющем двуперстном знамении.

Кто написал данную икону – загадка. Легенда называет в качестве автора апостола и евангелиста Луку. Вот как это описывает преподобный Иоанн Дамаскин: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали Её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет».

Однако исследователи утверждают, что время её создания гораздо более позднее. В частности, известный специалист по византийскому и древнерусскому искусству Никодим Кондаков, одним из первых взглянувший на Иверскую икону с научной точки зрения, отмечал, что «Иверская икона из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе». В качестве доказательства он приводил характерную для той непростой эпохи «замечательную широту письма» и общий «белесоватый тон», присущий иконам IX века, а также указывает, что лик Богоматери имеет «характерный длинный нос, слегка загнутый на конце, с тёмным штрихом на переносице, под глазами и округлым подбородком».

Время иконоборчества – VIII – начало IX века. То есть датировка Иверского образа, по Кондакову, вписывается во времена императора Феофила, в годы правления которого и случились чудесные события, связанные с Иверской иконой. Однако в таком случае авторство евангелиста Луки, жившего в I веке н. э., вызывает глубокие сомнения.

И в отличие от прочих Одигитрий, авторство которых также приписывается Луке, в Иверском образе есть как бы отклонение от канона: привычная строгость Одигитрии тут смягчена явным проявлением материнских чувств – Богородица слегка наклонила голову к Сыну.
Икона получилась настолько чудесной, что кем бы ни являлся создатель чудотворного Иверского образа, его работа явно была благословлена самими Небесами и стала даром для всего человечества.

Марина Сотникова

Целиком эту статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №2/2020

Теги: , ,