Весь мир не объездишь. Но где в нём какие горы и реки, моря и океаны, страны и народы, приличному человеку хорошо бы знать. Географическое образование в России начало входить в моду в XIX веке. Изящнейшим образцом учебного пособия могут служить игральные карты для детей, по которым можно изучить всю Россию того времени.

Скромное обаяние империи

У кого теперь увидишь географическую карту на стене? В позапрошлом же веке Российская империя во славу своего величия выпускала для детей и учебники, и атласы, и даже настольные игры – чтобы знали её пространственные пределы и невообразимое разнообразие.

По литературе нам известно, что в большом ходу в XIX веке были игральные карты. Но не только те, о которых мы думаем в первую очередь. Целые колоды посвящалась видам городов, героям истории (в том числе войны 1812 года), астрономии и ботанике, музыке и русским пословицам.

Игральные карты для детей постепенно избавились от мастей и превратились в обучающие, сохранив при этом традиционную форму колоды, привлекательный вид и долговечность. Первые такие карты вышли у нас в 1799 году.

В 1814 году популярны были «Новейшие географические карты, служащие как для обыкновенного играния во всякую игру, так и для лёгкого и забавного, а наипаче для детей изучения всеобщей географии, содержащие в себе почти все существующие на земном шаре государства и проч.» И. Чернова.

Однако преуспел в данном жанре другой патриот – Константин Грибанов.

Авторская работа простого ревизора

К наиболее изящным и информационно ёмким библиографическим редкостям можно отнести созданную Грибановым колоду «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением вёрст от двух столиц для пользы юношества» с подзаголовком «Замечательный и поучительный детский гран-пассианс». Как сейчас бы сказали, это настоящая авторская работа.

О самом Константине Матвеевиче Грибанове (1797-?) известно крайне мало. С 1806 года он посещал класс исторической живописи в Академии, закончив её в 1816 году с дипломом свободного художника 14-го класса. А служить пошёл в министерство финансов – ревизором. Так вот откуда у художника такая грамотность, такое детальное знание современной ему России! Ведь как раз в это время уточнялось административное деление государства, и в министерстве формировалась база финансовых доходов.

В 1821 году вышел «Географический атлас Российской империи, царства Польского и Великого княжества Финляндского». Им-то и воспользовался Грибанов, копируя пограничные линии, перерисовывая гербы губерний и т.д. и повторяя за атласом указанную там статистику.

Он отгравировал знаменитые детские карты в 1827 году. А в 1829-м их впервые издал книгопродавец Маврикий Осипович Вольф, выдающийся просветитель и энциклопедист.

Россия: климат от и до

Вся Россия того времени представлена в колоде на 80 картах размером 10,5×7 см – каждую из них можно разглядывать, читать, да и просто любоваться ею. В аккуратно сложенном виде колода зазывно, словно предмет роскоши, сияет золотым обрезом.

Все 70 губерний плюс 10 регионов с другими формами устройства предстают каждая на своей карточке. На маленьких, в 2–3 сантиметра, ювелирно исполненных цветных картинках, которыми испещрены карты, – герб, местный народный костюм (мужской и женский), собственно географическая карта губернии и какие-нибудь её первостепенные неформальные достопримечательности (например, «Дом, где жил Суворов», или «Чугунно-плавильный завод», или «Главный военный порт, основанный Петром Первым»).

Крошечными, но читабельными каллиграфическими буквами выписаны названия основных городов, указано число жителей, расстояние до обеих столиц в верстах; отмечены реки, леса и озёра; охарактеризована почва, промыслы.

Не забыт и климат. Для сравнения: в Вазазской губернии – климат «здоровый», в Херсонской – «вообще умеренный, но непостоянный»; в Пермской – «вообще холодный»; на Чукотской земле и вовсе «суровый», в Бессарабской губернии – «вообще благорастворённый», а в Ставропольской – просто «тёплый». Или вот о Земле донских казаков (это отдельный регион!) сказано: «Климат тёплый, приятный и здоровый».

К концу игры дети складывали все 80 карт, каждая из которых помечена жирной буквой, таким образом, что они ложились  соответственно к одному из пяти речных бассейнов морей Балтийского, Чёрного и Каспийского, Северного океана и Кавказа.

Андрей Ардер

Целиком статью можно прочитать в №7/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,