СИРЕНА

В греческой мифологии морская нимфа, имевшая внешность женщины-птицы (то есть птичье тело с женской головой). Гомер сообщал о существовании двух сирен. У других авторов число сирен было большим, доходило до девяти.

Согласно одному мифу, они были дочерьми речного бога Ахелоя и музы Терпсихоры (или Мельпомены), согласно другому  – дочерьми стража всех морских чудовищ Форкиса и музы Терпсихоры (или дочери Портаона по имени Стеропа).

По преданию, они были превращены в птиц Афродитой, разгневанной тем, что сирены из гордости не позволяли лишить себя девственности ни людям, ни богам. По другому мифу, они были превращены музами в женщин с птичьим туловищем за то, что сирены, обладая прекрасными голосами, вызвали муз на состязание в пении. Свидетельством этого мифа служат имена некоторых из сирен: Аглайофона (Звонкоголосая), Телксепея (Чарующая), Пейсиноя (Льстящая), Молпе (Певучая). Превращённые в чудовищ сирены стали заманивать своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их и высасывали из них кровь. Сирен часто вырезали на каменных надгробьях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. Полагали, что сирены представляют наибольшую опасность в безветренную погоду и в полдень, тогда, когда могут случаться солнечные удары. Считалось, что сирены, обладая особыми знаниями, могут вызвать изменения погоды.

Местом их обитания называли то берег у Неаполя или Сорренто, то остров Капри, то мелкие островки в Мессинском проливе, неподалёку от местопребывания Сциллы и Харибды. Из других имён сирен известны ещё такие: Парфенопа, Лавкосия, Лигия, Аглаопа, Телксиопа, Телета и Редна.

Существовала ещё одна версия их превращения. Сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, её разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. В другом варианте этого мифа они сами хотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, сирены в отчаянии переселились на пустынный остров, где и стали мстить всему роду человеческому.

Из античных мифов, связанных с сиренами, наиболее известны эпизоды с аргонавтами и Одиссеем. При плавании аргонавтов Орфей своим пением и игрой на лире отвлёк их внимание от губительных голосов сирен. Одиссей же по совету волшебницы Кирки повелел своим спутникам привязать себя к мачте, а им залил перед этим уши воском. Таким образом, он оказался единственным смертным, слышавшим пение сирен и не погибшим. Когда он, изнемогая от желания броситься туда, откуда слышались магические голоса, просил своих спутников развязать себя, те, ничего не слыша, продолжали грести. Сирены в досаде бросились в море и превратились в скалы. По некоторым преданиям, тело одной из них было выброшено на берег в том самом месте, где затем был основан Неаполь.

Интересное превращение сирены претерпевают у Платона в его «Государстве». Они оказываются в свите богини неизбежности Ананке, матери Мойр, величаво распевая на каждой из восьми небесных сфер мирового веретена, зажатого между колен богини.

И если Овидий, описывая сирен, впервые изобразил их с перьями, то живший столетием позже (I век н. э.) историк и натуралист Плиний уже не верил в существование сирен. Однако как символы сирены пользовались большой популярностью и в Средние века. Они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Так как их считали символом чувственного удовольствия, то на многих гравюрах их можно было увидеть в сопровождении обезьяны. В Средневековье же произошло смешение сирен с русалками, поэтому в их внешнем виде наблюдаются изменения. Они иногда выглядят как женские существа не только с птичьими чертами, но и с признаками рыбы или даже лошади.

Первое появление сирен с рыбьим хвостом на миниатюрах и рельефах относится к XII столетию, хотя при этом сохраняется и классический образ сирены-полуптицы. Распространённое изображение на средневековых миниатюрах трёх сирен восходит к «Этимологиям» Исидора Севильского (VII век), в которых одна сирена описывается поющей, а две другие играющими на флейте и лире. В Средневековье сирены изображались то с музыкальными инструментами в руках, то с рыбой как знаком морской стихии, то с символами женских чар и ведьмовства – гребнем и зеркалом, то со змеёй.

Следует отметить то обстоятельство, что вера в реальность сирен даже пережила Средневековье. Уже в 1735 году французский дипломат и путешественник де Мелье выступил с доказательствами существования сирен, которые якобы когда-то составляли первоначальную расу человечества.

Современные натуралисты считают, что живучесть мифов и легенд о сиренах можно объяснить сходством с ними таких морских животных, как ламантин и дюгонь.

СИПАКТЛИ

В мифах ацтеков гигантское космогоническое чудовище, которое выглядело как разновидность змеи-дракона и являлось воплощением хаоса и неорганизованной материи. Позднее станет олицетворением земли в женской ипостаси. Здесь, конечно, сразу возникает аналогия с месопотамской драконшей Тиамат, хотя внешне Сипактли была ещё безобразнее, так как мифы приписывали ей также огромную жабью голову, а каждый её сустав заканчивался мордой ящерицы или лягушки.

В других мифах Сипактли имела облик чудовищного каймана или рыбы. Считалось также, что в её чреве находилось всё живое, включая людей. По мифу, главные ацтекские боги Кецалькоатль и Тескатлипока поймали Сипактли, пребывавшую в извечной пустоте, и из неё создали землю.

Голова её превратилась в тринадцать небес. Туловище стало самой землёй, а из хвоста получилось девять преисподних. Мифы также утверждали, что чудовищная Сипактли была женой Тлальтекутли, который являлся мужским олицетворением земли и имел причудливую внешность гибрида жабы и крокодила.

Юрий Беляев

Фотография: Shutterstock.com

Похожие статьи:

Теги: , , ,