Этот городок на Оке словно магнит привлекает, притягивает к себе людей из мира науки, культуры и искусства. Художники Василий Поленов и Виктор Борисов-Мусатов, поэты Марина Цветаева и Николай Заболоцкий, писатель Константин Паустовский, пианист-виртуоз Святослав Рихтер… Список известных, прославивших Россию соотечественников можно продолжать ещё долго. А Таруса, небольшой и по-провинциальному уютный городок в калужской глубинке, действительно стала неким российском аналогом Барбизона.

В середине прошлого века здесь поселился писатель, чьё имя ныне неразрывно связано с Тарусой. Не так давно благодарные горожане поставили ему на набережной Оки, по которой он любил плавать на моторке, памятник, а его дом, выходящий на набережную другой реки, Тарусы, много веков назад и давшей имя городу, стал домом-музеем. Этот мастер слова был необычайно чутким и отзывчивым, невероятно и разносторонне эрудированным и при этом очень простым и доступным в общении. Человек с большой буквы, настоящий Писатель. Вот уже более полувека его нет с нами, но произведения его, ещё при жизни автора переведённые на множество языков народов России и мира, продолжают волновать, заставляют сопереживать миру его героев и не оставляют равнодушными.

Его редкий талант был высоко оценён ещё при жизни: Константина Георгиевича Паустовского дважды (!) номинировали на Нобелевскую премию по литературе. В итоге он её так и не получил – главным образом по хитросплетениям политических причин. Но, может, оно и к лучшему. Гораздо важнее всяких премий подлинно народная любовь к произведениям Паустовского. Ведь его продолжают активно читать как взрослые, так и дети. В наше время, отнюдь не располагающее к сантиментам, переиздаются лучшие его произведения. А это значит, что его мысли и чувства, отражённые в повестях и рассказах, востребованы и актуальны.

Перечитаем строчки Паустовского о Тарусе: «Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветёт между берёз и сосен черёмуха...». И ведь во многом именно благодаря Константину Георгиевичу, его заботе и вниманию к городу, неоднократным выступлениям в периодической печати Таруса сохранила свой столь притягательный ныне для нас одно-двухэтажный облик рубежа XIX–XX столетий.

Мемориальный дом-музей Паустовского в Тарусе входит в состав столичного Литературного музея-центра писателя. И тот, и другой музейные центры, вне сомнения, заслуживают того, чтобы в них побывать. Ибо после их посещения начинаешь намного глубже и полнее понимать творчество писателя, а порой по-новому, теперь уже зная историю и обстоятельства создания, смотришь на его, казалось бы, известные и даже в некотором роде ставшие хрестоматийными произведения. Наверняка для многих, кто соприкоснётся с миром Паустовского, станет открытие его как тонкого лирика, автора проникновенных и глубоких стихотворений.

Комната Паустовского в Тарусе проходная, но необычайно светлая. И, конечно же, не только из-за жёлтых тонов, доминирующих в декоре её убранства. Она словно наполнена нечаянной радостью, настоянной на разнотравье летних ароматов. Кажется, будто писатель вышел на пару минут по делам и вот-вот вернётся. Трепетное сохранение памяти о писателе – это прежде всего заслуга музейных работников. Дом Паустовского в Тарусе, несмотря на свои малые, по сути, размеры, на редкость компактен. Интересно, что кухня и хозяйственные помещения «спрятаны» на первом этаже, в сущности, в подвале. Так оригинально хозяин дома обошёл действовавший в то время запрет на возведение двухэтажных жилых домов.

Из дома писателя попадаешь в разбитый им сад с цветниками, трепетно сохраняемый и поныне. Стоит пройти буквально пару шагов – и оказываешься у крытой беседки, в тени и тишине которой любил творить и отдыхать Константин Георгиевич. Отсюда, с высокого, крутого берега речки Тарусы во времена писателя открывался чудесный вид на окрестности. Конечно, прошедшие десятилетия изменили очень многое и в жизни страны, и в бытии Тарусы, и даже в окрестном ландшафте. Невероятно, но факт: бывшая во времена Паустовского полноводной и глубокой, речка Таруса превратилась ныне в узенькую, почти что горную речушку, торопливо шумящую на перекатах Истории. Всё течет, всё меняется…

Дмитрий Зелов

Теги: , , ,