Конечно же, Марко Поло – величайший путешественник всех времён и народов. Именно он первым из европейцев в конце XIII века совершил путешествие на Восток, долгое время пробыл при дворе Великого хана в Монголии и Китае, побывал в Японии, Юго-Восточной Азии и Персии. Именно он потом собрал все свои воспоминания и впечатления в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Так ответят многие. И будут неправы.

 shutterstock_118570552

«История» Джованни Карпини предвосхищает «Путешествие» Марко Поло

Начнём с того, что первыми европейцами, ещё в VII веке проникшими в глубинные районы Центральной Азии, были монахи, которые шли туда, главным образом, с просветительскими и дипломатическими целями. Путешественники появились позднее.

Первым представителем Запада, описавшим свои приключения в Азии, был наваррский раввин Вениамин Тудельский, однако он совершил это путешествие в качестве купца. Вениамин покинул Сарагосу в Испании в 1160 году, а вернулся обратно в 1173-м. В пути он сталкивался с чиновниками, купцами и мореходами, и куда бы ни попадал – в Константинополь, в Египет, в Аравию, в Багдад или ещё дальше на восток – он прежде всего описывал местных жителей, особенности торговли и рассказы мореходов о дальних странах. К сожалению, Вениамин Тудельский, писавший на иврите, долго оставался неизвестным в Европе: его труд был опубликован лишь в 1543 году, а переведён на другие языки только в XVII веке. Некоторые историки уверяют, что Вениамин Тудельский – первый из европейцев посетил к тому же Индию, Цейлон и Китай.

А первым известным нам миссионером, отправившимся в Китай по дороге, через шесть веков названной Великим шёлковым путём, был Джованни дель Плано Карпини. Он родился примерно в 1182 году и был монахом-францисканцем итальянского происхождения (по некоторым данным, был уроженцем Умбрии). В 1245 году, получив от папы Иннокентия IV письмо «царю и народу татарскому», Карпини и ещё один монах, известный как Бенедикт Польский (или Поляк), пошли в Восточную Европу. Затем, проделав труднейший путь, они вышли к западной границе Монгольской империи на берегах Днепра. После этого они двинулись к Волге, а вслед за этим пошли по степям и засушливым пустыням в Монголию. Путешественники, следуя по монгольской территории, пользовались системой почтовых станций, позволявшей от пяти до семи раз в день менять коней. Благодаря этому, они покрыли огромное расстояние всего за 15 месяцев и достигли монгольской столицы Каракорум как раз в тот момент, когда новый хан Гуюк (внук Чингисхана) готовился принять свой титул. А по пути, уже в 1246 году, Карпини встретился с ханом Батыем. В 1247 году он благополучно возвратился в Рим. Умер Джованни дель Плано Карпини в 1252 году, то есть за два года до рождения Марко Поло.

Да, Карпини не удалось обратить монголов в христианскую веру, но его путешествие не пропало даром. Он подарил западному миру первое относительно вразумительное описание монгольских обычаев, создав две рукописные книги «Historia Mongalorum» (История монгалов) и «Liber Tartarorum» (Книга о татарах), переведённые на многие языки, в том числе и на русский. В этих книгах собраны сведения о геоположении Монгольской империи, её государственном устройстве, быте и военном искусстве монголов, а также способах управления завоёванными территориями. Автор, в частности, отмечает, что монголы «…достаточно дружны между собою; и хотя у них мало пищи, однако они вполне охотно делятся ею между собою. И они также довольно выносливы, поэтому, голодая один день или два и вовсе ничего не вкушая, они не выражают какого-нибудь нетерпения, но поют и играют, как будто хорошо поели. Во время верховой езды они сносят великую стужу, иногда также терпят и чрезмерный зной. И это люди не изнеженные. Взаимной зависти, кажется, у них нет». Одновременно с этим Джованни дель Плано Карпини заметил и дурные стороны монголов: «Они весьма горды по сравнению с другими людьми и всех презирают. <…> Вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью. Это грязные люди, когда они принимают пищу и питьё и в других делах своих. Всё зло, какое они хотят сделать другим людям, они удивительным образом скрывают, чтобы те не могли позаботиться о себе или найти средство против их хитростей. Пьянство у них считается почётным. <…> А убийство других людей – ни за что».

Эта информация Карпини циркулировала потом по всей Европе и вошла в средневековую энциклопедию Speculum historiale (Историческое зерцало), написанную монахом-доминиканцем Винцентом из Бове. Так что по организации, темам и широте обзора «История» Карпини, пожалуй, предвосхищает «Путешествие» Марко Поло. Тот до отъезда в Китай не видел рукописи предшественника, но, по всем признакам, ознакомился с ней, прежде чем написать свой собственный, гораздо более детально разработанный труд.

Сергей Нечаев

Продолжение в №9,2016 г. журнала «Чудеса и приключения», стр. 84-88

 

Теги: , ,