Катар усиленно готовится к предстоящему чемпионату мира по футболу, который впервые пройдёт в этой стране в 2022 году. Чтобы привлечь как можно больше гостей со всего мира, здесь помимо спортивных комплексов возводятся удивительные культурные объекты.

Одним из них стал Национальный музей в столице Катара – Дохе. Новое здание музея вызвало небывалый ажиотаж во всём мире. На его открытии в прошлом году присутствовали известнейшие люди планеты, а сам музей окрестили «самым необычным зданием десятилетия». Проект разработал и воплотил в жизнь знаменитый французский архитектор Жан Нувель. Мэтр сумел отразить в архитектуре и особенность самой страны, и её природное своеобразие. Его удивительное творение прекрасно подчёркивает местный колорит и гармонично выглядит на фоне песчаных дюн. Здания музея разбросаны на самом краю Персидского залива, как будто лепестки легендарной пустынной розы.

Национальный музей Катара затмевает своим величием и грандиозностью Лувр в Абу-Даби, который годом ранее открылся в ОАЭ, и проектировал его также Жан Нувель.

Здание привлекает внимание своим оригинальным внешним видом. Его конструкция состоит из 250 тысяч различных элементов, созданных из армированного стекловолокном бетона, которые прикреплены к стальной раме, а также из 539 огромных пересекающихся дисков, создающих крышу уникальной формы.

На первый взгляд кажется, что комплекс музея хаотично размещён вдоль набережной Корниш. На самом же деле гигантские лепестки повторяют расположение лепестков «розы песков» – природного образования, которое образуется при соединении кристаллов гипса, воды, песка и солей.

Как отмечает Жан Нувель, в этом проекте отражена «архитектура, созданная самой пустыней». По его словам, он лишь попытался воплотить её в гигантском масштабе, используя новейшие строительные конструкции и материалы.

Национальный музей Катара задумывался как своеобразный памятник, в нём отражена вся история страны, которая буквально за одно столетие превратилась в государство, занявшее достойное место наряду с развитыми и богатейшими эмиратами арабского мира.
Власти Катара стремились превратить музей в самую известную достопримечательность Дохи как с точки зрения невероятной архитектурной формы, так и за счёт интереснейшей и богатейшей экспозиции комплекса. Ради осуществления этих амбициозных планов было выделено свыше 434 млн долларов, а под сам комплекс отдано более 40 тыс. кв. метров на побережье. На такой огромной площади удалось создать 11 галерей. В многочисленных залах с интерактивными экспозициями прослеживается тяжёлая многовековая жизнь бедуинов с древнейших эпох и вплоть до современности. В музейном комплексе нашлось место и для временных выставок, суперсовременного кинозала, телевизионной студии, сувенирных лавок, зон отдыха, а также кафе и ресторанов.

Особое внимание уделено Музею современного искусства, в котором экспонируется знаменитый Жемчужный ковёр Барода, названный так в честь индийского махараджи, инкрустированный рубинами, изумрудами, бисером, а также бриллиантами и 1,5 млн жемчужин, которые добывались в заливе Катара.

Необычность форм галерей, особое световое и звуковое оформление различных зон музейного комплекса создают здесь неповторимую атмосферу. А начинается она уже с самого входа. Посетителей встречают 114 фантастических фонтанных скульптур, расположенных в лагуне длиной 900 метров. Уникальную инсталляцию под названием ALFA на водной поверхности создал художник Жан-Мишель Отониэль, который сумел особым образом подчеркнуть местный колорит и органично вписать свой скульптурный ряд в этот уникальный ансамбль. Как поясняет мастер, разрабатывая свой оригинальный проект, он обратился к богатству арабской письменности и абстрактно переосмыслил определённые буквы в сложном алфавите. При участии профессионального каллиграфа он создал несколько групп букв, превратив их в фонтаны.

Автор: Екатерина Мельникова

Фото Shutterstock.com