Музеи разных стран, аквариумы и частные коллекционеры стремились приобрести изделия этих дрезденских мастеров, так как они превосходили самые лучшие цветные рисунки, гербарии и макеты

2801877078_56cc327a75Два замечательных мастера – художники Леопольд (1822–1895) и Рудольф (1857–1929) Блашки – отец и сын почти полвека трудились над созданием стеклянных изделий: цветов и морских обитателей, которые в точности соответствуют встречающимся в природе образцам. Часть их работ – уникальная коллекция, сохранившаяся в Музее естественной истории Гарвардского университета. В ней более 3 тысяч образцов, 847 видов растений. Цветы и морские организмы сделаны так тонко и точно, что служат наглядным пособием для ботаников и зоологов. Цвет стекла также соответствует природному. Художники очень хорошо знали биологию и в то же время были замечательными мастерами ювелирного дела, имевшими непревзойдённый вкус. Остаётся только удивляться, как Блашки, располагавшие простым оборудованием – кузнечными мехами и множеством самодельных приспособлений, используя обычную медную проволоку, краску, бумагу и воск, создавали из стекла настолько точные образцы цветов и организмов, практически неотличимые от настоящих.

Леопольд Блашка, родом из богемского городка Чешски Дуб, происходил из творческой семьи, занимавшейся, как и многие тогда в Чехии, обработкой стекла и ювелирным делом. С ранних лет юный Блашка перенимал у родителей секреты древнего ремесла, в котором постиг много премудростей. Увлечение отца перешло к сыну Рудольфу. В 1863 году семья переехала в Германию, в Дрезден. Отец и сын открыли там мастерскую, где стали создавать свои шедевры. Для их воспроизведения мастера использовали сначала иллюстрации из книг Ф. Госсе, труды натуралиста Г.Б. Соверби, популярную историю морских и пресноводных животных и растений, позднее – живые образцы, приобретённые и содержащиеся дома в специальном аквариуме. Создавая стеклянные модели различных цветов, в том числе и экзотических, Леопольд вскоре получил заказ от богатого аристократа Камилла де Рохана, узнавшего о необычном мастерстве художника. Так появились копии 100 орхидей из коллекции заказчика. Дрезденский Музей естественной истории обогатился замечательной коллекцией стеклянных анемонов, выполненных руками Блашки. Со временем росло число заказов, дело приобретало коммерческий характер. Многие музеи разных стран, аквариумы и просто частные коллекционеры стремились приобрести изделия дрезденских мастеров, так как они превосходили самые лучшие цветные рисунки, гербарии и макеты. Большинству прекрасных изделий Блашки была уготована печальная участь. Во время бомбардировок Дрездена в мастерскую художника угодила бомба, в пламени войны погибли экспонаты Дрезденского королевского зоологического музея и других немецких музеев. У Блашки не было наследников и учеников, поэтому секрет и метод изготовления стеклянных чудес так и остался неизвестным. То немногое, что сохранилось до наших дней, составляет предмет гордости Гарвардского университета – коллекция «The Glass Flowers of Harvard», запасников Национального музея Уэльса в Кардиффе и, возможно, какие-то частные приобретения. Созданная в 2000 году ассоциация «Naturwissenschaftliche Glaskunst Blascha – Haus eV» по изучению творчества мастеров декоративного стекла, хочется верить, откроет всему миру имена тех, которые скромно называли себя «ремесленниками на службе естественной истории», создавая, по сути, настоящее чудо!

Вячеслав Прытков

 

Теги: , ,