Сколько бы удивительных зданий ни было построено в последние десятилетия, одним из самых необычных остаётся Музей Гуггенхайма в Испании.

Архитектор Фрэнк Гери создал поистине фантастическое сооружение, больше похожее на инопланетный корабль, чем на музей. Тем не менее именно в этом здании в городе Бильбао на севере Испании разместился один из филиалов Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма.

Его и сейчас называют самым ярким архитектурным шедевром, построенным в стиле деконструктивизма, основанного на идеях французского философа начала ХХ века Жака Деррида. Этот стиль предусматривает необычайно сложные, изломанные формы здания, резко контрастирующие с остальной городской средой. Кстати, Музей Гуггенхайма в Бильбао можно увидеть в фильме про Джеймса Бонда «И целого мира мало».

Когда со здания впервые сняли леса, газета «Нью-Йоркер» провозгласила архитектора Фрэнка Гери создателем «корабля фантастической мечты, волнообразной формы и в плаще из титана». Музей в Бильбао также сравнивают с птицей, самолётом, артишоком и распускающейся розой. В разных странах мира отзывы о Музее Гуггенхайма в Бильбао были даже более восторженными: «Величайшее здание нашего времени!», «Сверкание ртути!», «Потрясающее архитектурное достижение!».

Причудливые очертания этого необычного здания поражают воображение каждого, тем более что впечатление при подходе к зданию меняется за счёт его облицовки листами титана. Очень красочно это описал в своём романе «Происхождение» американский писатель Дэн Браун: «Музей был похож на инопланетную галлюцинацию – кружащийся коллаж из деформированных металлических форм, которые, казалось, были подпёрты друг к другу почти случайным образом. Растянутая в длину, хаотичная масса фигур была покрыта более чем тридцатью тысячами титановых плит, которые сверкали, как рыбные чешуйки, и придавали структуре одновременно органическое и внеземное ощущение, как будто какой-то футуристический левиафан вылез из воды на солнечный берег реки».

Действительно, не только фасад, но и всё сооружение облицовано листами титана общей площадью 24 тысячи кв. м. Здание построено из стекла, титана и песчаника на берегу реки Нервьон, а потому воспринимается буквально плывущим по воде гигантским кораблём.
Центральный атриум музея высотой 55 метров напоминает гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки изгибающихся текучих протяжённых объёмов, в них расположены анфилады выставочных залов для различных экспозиций.
Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Сам архитектор в одном из интервью заявлял, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».

Музей Гуггенхайма вот уже несколько лет охраняет гигантский чёрный паук – одна из самых необычных скульптур в мире. Её автор – французский скульптор Луиза Жозефина Буржуа (1911–2010). В пауках, в отличие от многих других людей, она видела родственные души. Для неё они стали символом домашнего уюта и материнства.

Луиза Буржуа создала целую серию из скульп­тур, изображающих различных пауков и сцены из их повседневной жизни. В 2000 году у входа в лондонскую галерею современного и модернистского искусства «Тейт Модерн» была установлена огромная металлическая статуя паучихи с мешком, в котором находились мраморные яйца. Жители Лондона не оценили этот шедевр. Поэтому после окончания прошедшей в галерее выставки скульптура была демонтирована.

Зато в других странах работа Луизы Буржуа получила признание среди ценителей современного искусства. Её назвали «Маман», и сейчас подлинник находится на площади перед Национальной галереей Канады. А копии установлены в ряде стран. Одна из них – в Бильбао.

Дарья Афанасьева

Фото © Shutterstock.com