Крохотное дерево, ставшее произведением искусства, связывает собой небо с землёй и олицетворяет три периода человеческой жизни одновременно.

 Слово «бонсай» японского происхождения и означает «выращенное на подносе». Однако впервые бонсай появляются не в Японии, а в Китае. На настенной росписи в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) изображены придворные, держащие в руках бонсай. В китайской философии дереву придавалось особое значение, как связующему элементу неба и земли. Во время правления более поздней династии Сун буддийские монахи выращивали бонсай в маленьких горшках, считая это одним из способов достижения духовного совершенства. В период династии Мин (XIV–XVII вв.) выращивание бонсай послужило поводом для изготовления керамических горшков различных форм. Только в XII веке бонсай появляются в Японии и становятся предметом изящного искусства. Интерес к ним особенно возрос в период Эдо (XVII–XIX вв.). В это время они часто украшают и дворцы императоров, и дома обычных граждан.

Смысл выращивания бонсай – подчеркнуть красоту природы, показав её в одном или нескольких рукотворных пейзажей в миниатюре. А их созерцание дарит наслаждение, очень похожее на любование падающим снегом или цветущей сакурой. В очертаниях классического бонсай видна форма треугольника, символизирующего гармонию трёх основных понятий японской философии: «небо», «земля», «человек».

Японские мастера разделяют искусство бонсай на 15 стилей. С их помощью деревцу можно придать самую причудливую форму. Названия «метла», «снесённые ветром», «каскад», «ползучий лес», «отец и сын» и др. говорят сами за себя. Причём, бонсай могут быть не только деревья, но и кустарники и даже трава.

Чтобы деревце выглядело более естественно, мастер бонсай становится не только умелым садоводом, но и художником. Он должен мысленно представить будущее творение, а потом воплотить задуманное в реальность. При этом он знает, что, скорее всего, не успеет закончить свой труд и оставит его потомкам, так как подлинные шедевры бонсай создаются не одно десятилетие.

 Основную роль у бонсай играют ствол и ветви, именно они и создают необходимый образ. Важное место отводится нэбари – системе выступающих на поверхность корней. А от Эдабари – распределение ветвей на стволе – требуется чрезвычайная строгость: не допускаются пересекающиеся, тонкие и растущие из одного места ветки. Листья должны иметь приятную окраску, быть мелкими, составляя пышную крону. Коре надлежит быть шершавой и старой, а самому миниатюрному деревцу – повторять формы своего естественного собрата, растущего на морском берегу или горном склоне. В предельно гармоничном деревце можно наблюдать одновременно все три периода жизни: юность, зрелость и старость.

В Японии насчитывается более 100 тысяч бонсай, причём некоторым из них уже несколько сот лет. Все они считаются народным достоянием.

Главная особенность в том, что бонсай никогда не бывает завершён. И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многими поколениями людей, особенно ценится в этих удивительных маленьких деревцах.

 Юлия Антоновская