Кижи«Не было и не будет такой!» — сказал мастер Нестор и забросил топор в Онежское озеро. Так описывает легенда завершение строительства деревянной церкви Преображения Господня в Кижах.

Туристические путеводители называют деревянный ансамбль Кижей жемчужиной древнерусской архитектуры и вершиной деревянного зодчества. Истории о том, как виртуозные плотники под руководством легендарного мастера Нестора возвели уникальную церковь Преображения Господня без единого гвоздя, повторяются то тут, то там — стоит завести речь о Кижах. Что ж, в легендах всегда таится правда.

Церковь Рождества Богородицы на острове Кижи была построена в 1694 году, а её сестра по погосту Церковь Преображения Господня — через двадцать лет. И они не были на Руси одиноки. Архитектор М.В.Красовский по поводу создания этих двух церквей писал: «Многоглавие, кажущееся одним из новшеств начала XVIII века, представляет, в сущности, возврат к старине, и притом к своей собственной, чисто народной, так как из летописей известно, что первоначальный соборный храм Новгорода, Святая София, построенная из дубового леса, имела 13 верхов». Были у кижских красавиц и другие предшественницы с «каскадом звучных куполов». Например, Богоявленский храм 1641 года рождения в карельском селе Челмуши, Покровская церковь в селе Анхимово, построенная в 1708 году.

Деревянное зодчество Севера свидетельствует, что именно при Петре Великом настала пора расцвета церковной архитектуры России, устремившейся к европейской цивилизации, к праздничности и свободе в разных видах творчества.

Отсюда, видимо, и ещё одна легенда, рассказывающая, что, дескать, сам Пётр I, будучи проездом в этих местах, набросал чертёж кижских построек. И всё же, хоть церковь Преображения и построена в петровскую эпоху, она в чистом виде воплощает допетровскую архитектуру. Что же касается эпохи Петра I, проводимые им реформы, сотрясавшие Россию, конечно, сказались и на зодчестве. Культ каменной городской европейской застройки, жёстко насаждаемый царём, немало способствовал гибели традиционной древнерусской деревянной архитектуры. Стремление к обновлению и модернизации старинных деревянных построек, охватившее с тех пор всю страну, приводило к множеству переделок, реконструкций и добавлений, преображающих их первоначальный облик.

Чего только не пришлось пережить большинству из деревянных шедевров, прежде чем окончательно кануть в лету. Бревенчатые стены, считавшиеся теперь «отсталыми», наглухо обшивались тёсом (под которым они начинали гнить от влаги), штукатурились, красились масляными красками. С немодных воздушных деревянных куполов обдирался резной деревянный лемех, и они обивались железом. Конечно, возводившиеся новые каменные постройки тоже были красивы. Ассимилируя европейский опыт каменного строительства, наши мастера возвели не одно замечательное строение. Но волшебный мир бревенчатых стен и резных теремов постепенно таял и отступал. За три века он выродился до простых бревенчатых строений, убогих крестьянских изб и сараев.

КижиК концу XIX века лишь на севере благодаря особому климату, сложности доставки туда каменных строительных материалов и удалённости от амбициозных столиц памятники-шедевры деревянной архитектуры сохранились. А в самом начале XX века, перед революцией, словно очнувшись от морока западной культуры, на север потянулись многие русские художники и архитекторы, стремившиеся своими глазами увидеть эти жемчужины старины. Иван Билибин, Игорь Грабарь, Михаил Красовский и многие другие представители интеллигенции посещали Кижи, чтобы заново открыть для себя эту чудом сохранившуюся часть истории нашей страны. «…Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах… Что за зодчий был, который строил такие церкви!» — восторженно отметил в дневнике в 1904 году Билибин. И было чему удивляться.

Высотой почти с 10-этажный дом 22-главая церковь Преображения Господня является центром архитектурного ансамбля Кижей. Она словно вырастает из окружающей природы. Купола возведены, как говорили в старину, «по журавцам и кружалам». Такие красивые, но уже забытые слова говорят о том, что основу купола составляют вертикальные фигурные составные доски — журавцы — и горизонтальные, вырезанные также по шаблонам кружала. А сами купола покрыты осиновым лемехом. И дерево такое выбрано не случайно — благодаря длинным волокнам дощечки прочны на изгиб, и к тому же гладко оструганная осина меняет свой цвет в зависимости от освещения — от малинового до голубого. К тому же торцы брёвен и деревянных балок защищались от непогоды резными дощечками — причелинами. Красота!

Только как её уберечь? Этим ныне озабочены лучшие реставраторы.

Сегодняшний турист разглядывает Кижи, восхищается архитектурой, соглашается, что эту редкую жемчужину надо сохранить. Но мало кто помнит, как полыхнула в 1963 году Покровская церковь в селе Анхимово, как в одночасье сгорали десятки заброшенных в глубине России деревянных храмов, в ХХ веке приговорённых атеистической властью к исчезновению — смерти. Мало кто ныне задумывается о том, что когда-то подобным жемчугом были украшены просторы нашей страны. И было его — великое множество… 

КижиКижиКижиКижи

Фотографии © Shutterstock