Необычный храм, будто застывший в кружевах морозного инея, возник в Таиланде, где никогда даже не видели снега. А появилось это чудо благодаря усилиям одного человека. Чалмей Коситпипат стал не только архитектором постройки, но и художником, расписывающим стены, а также скульптором, создавшим сотни барельефов и фигур. Каждая деталь в этом тщательно продуманном фантастическом храмовом ансамбле – плод фантазии удивительного таиландского художника.
Коситпипат родился в деревушке Бан Ронг Кхун в северной провинции Таиланда. Увлёкшийся в раннем детстве рисунком, он уже не сворачивал с однажды выбранного жизненного пути и в 1977 году получил диплом бакалавра живописи. Однако его стиль, манера рисунка были далеки от канонов, свято чтившихся в то время всеми деятелями искусства Таиланда. Несмотря на неприязнь и отчуждение со стороны большинства коллег, Чалмей продолжал развивать собственный стиль. Почти десятилетие прошло в упорном труде без похвалы и признания.
В восьмидесятых годах художник был замечен и получил большой заказ на роспись буддийского храма в Лондоне. Но и его он выполнил в своей необычной манере, вызвав на родине волну критики в свой адрес. Однако король Таиланда, случайно познакомившись с творчеством Коситпипата, приобрёл несколько его картин для своего дворца и благосклонно высказался об их авторе. Тут же оценка его творчества строгими критиками и непримиримыми деятелями искусства поменялась на… восторженную! Так что в 1998-м одна из работ художника ушла на аукционе почти за двадцать тысяч долларов. Для Таиланда это фантастическая сумма.
Нежданные-негаданные деньги художник решил потратить на свою мечту – создание белоснежного буддийского храмового чуда. Чалмей приобрёл участок земли в родной деревне и в 1997 году начал работу. Возведение ансамбля продолжается до сих пор, и, как говорит художник, если всё пойдёт хорошо, то он закончит его, может быть, к 2050 году. Всего планируется 9 построек. Но уже те, что закончены, мгновенно стали известны на всю страну, превратившись в жемчужину или достопримечательность Таиланда. Многие богатые люди, фирмы и организации предлагали и предлагают архитектору, художнику и скульптору в одном лице своё спонсорство, однако он знает: спонсоры всегда помогают не только деньгами, но и советами, которым придётся следовать. А он не хочет, чтобы полёт его фантазии кто-то ограничивал. Как только удаётся заработать деньги от продажи своих работ, Коситпипат тут же продолжает воплощать грандиозный замысел.
Чудо своё он назвал Ват Ронг Кхун – Белый храм олицетворяет чистоту Будды и нирваны. Потому-то весь он снежно-белого цвета. А тысячи инкрустаций и мозаик выполнены из зеркального стекла, отражающего ослепительное, яркое небо Таиланда. Убосот – центральное святилище любого буддийского храма – находится посередине озера. К нему ведёт мост, символизирующий переход от бесконечного цикла перерождений к Обители Будды. Справа и слева по сторонам моста к путнику тянутся сотни тёмных рук. Они словно стараются сбросить его с моста – это желания. В буддизме омрачение ума желаниями считается главным источником страданий человечества. Путник миновал их и оказался в пасти демона – это «уста Раху», торчат острые клыки, напоминающие грешникам о страданиях в аду. Раху – один из величайших буддийских демонов, именно он сжирает солнце во время затмений. Но он не единственный. Дальше на пути в храм путника поджидают грозные демоны, управляющие рождением и смертью. Это традиционные образы буддизма.
А вот внутреннее убранство храма далеко от канонического. Росписи в стиле древней религиозной тайской живописи переплетены с изображениями поп-культуры XX века. Здесь можно найти персонажей из фильмов «Звёздные войны», «Матрица» и многих других, ставших культовыми. «Со зрителем надо говорить на языке понятных ему символов», – убеждён художник. Вот и сражаются на стороне добра на внутренних росписях храма, кроме буддийских святых, и всем известные голливудские персонажи. Да и силы зла представлены наряду с традиционными демонами, современными монстрами – к примеру, инопланетными хищниками из культового фильма «Чужие».
Смешение образов, стилей и времён дало повод религиозным деятелям вести бесконечные споры со светскими критиками. Художник же продолжает свою работу, и через храм проходит бесконечная череда людей. Зачастую здесь можно встретить и самого Коситпипата, расписывающего очередную фреску или заканчивающего какую-нибудь скульптурную композицию. Это значит, ему удалось продать очередную картину и продолжить воплощение мечты.
Сергей Панасян
Фотография — shutterstock.com (c)