Этические нормы существовали не вечно. То, что сегодня считается чудовищным, например каннибализм, ещё триста лет назад было общепринятым.

Известно, например, что английские монархи в старые времена от всех недугов лечились препаратами, изготовленными из плоти, костей и крови мертвецов. И это в, казалось бы, цивилизованной Европе, что уж говорить о Китае и других странах Восточной Азии того времени, которые считались дикими.

«Цивилизованный» каннибализм

Несколько веков назад рецептурные справочники Великобритании предлагали препараты, созданные на основе различных частей тел покойников. И это никого не смущало. Ещё королева Елизавета I, переболев оспой, пыталась маскировать безобразные отметины на своём лице, использовав снадобье из человеческого жира и пчелиного воска. Придворный лекарь Елизаветы лечил раны и язвы подданных порошком, полученным из египетских мумий, а зубы – настоем измельчённых зубов покойников на собачьем молоке. Последующие английские монархи продолжили эти людоедские начинания, применяя человечий жир как мазь от подагры, а порошок, полученный при соскобе с черепов покойников, – как средство от ревматизма, эпилепсии и зависимости от алкоголя…

Реклама – вещь прилипчивая. А поэтому в подражание монархам в местах публичной казни всегда толпились эпилептики и другие недужные и хворые, чтобы заполучить баночку крови, внутренность черепа или, на худой конец, маленький кусочек плоти казнённого преступника. К примеру, молодой Г.Х. Андерсен был свидетелем того, как родители поили своего ребёнка кровью казнённого, стекавшей с эшафота.

Подобная дикость практиковалась вплоть до середины XIX века. Человеческой плотью и кровью истово лечили самые разные болезни. Так, например, папа римский Иннокентий VIII систематически пил кровь, взятую от христианских младенцев, а когда он был при смерти, врач, находящийся при нём, впустил в жилы умирающего кровь этих малюток.

Посмертный бизнес

В лечебных целях начиная со Средневековья использовался и препарат, выделенный из египетских мумий, получивший название мумиё. Сходство слов «мумия» и «мумиё» оказывалось не случайным, поскольку именно называемую так горную, или иллирийскую смолу использовали для бальзамирования трупов в Древнем Египте. Поскольку спрос на это средство был очень велик, а само мумиё встречалось в природе чрезвычайно редко, начали счищать и выскабливать его остатки вместе с другими компонентами бальзамирования с черепов и костей египетских мумий, перемалывать вместе с волокнами мышц в однородную массу, которую и продавали на рынке. При остром дефиците на это, как считалось, чудодейственное зелье фальсифицированное мумиё можно было поставлять в большом количестве. В результате люди перестали замечать разницу между природным лекарственным средством и той отвратительной смесью, которая им продавалась. Мумиё сделалось синонимом мумий, а сами они вплоть до XIX века оставались основой для изготовления этого снадобья.

Мода на мумиё оказалась столь заразительной, что возник нелегальный бизнес, основанный на разграблении древних египетских усыпальниц. Ну а когда и этот источник начал постепенно иссякать, а спрос на него, несмотря на бешеную цену препаратов, оставался прежним, тогдашние добытчики мумий придумали, как изготавливать зелье из трупов казнённых преступников, высушивая их в печи или подвяливая на солнце. Однако и этого вскоре стало не хватать. И тогда грабители начали тайком выкапывать недавно похороненных мертвецов из могил, варить их в котлах, чтобы плоть отставала от костей. Отделяемую смесь разливали по банкам и тут же предлагали покупателям.

Аркадий Вяткин, врач

Фото © Shutterstock.com

Целиком эту статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №1/2020